Чему должен научиться ваш ребёнок сейчас, чтобы сделать успешную карьеру в будущем. Система обучения в будущем Будущее в образовании детей в мире

Эссе

на тему « Образование 2020: взгляд в будущее»

Елена Михайловна Шерешкова, учитель биологии МБОУ города Иркутска СОШ №24

«Образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его» (Пифагор) Словарь Ушакова трактует значение слова «образование» как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение ». Если рассматривать образование в контексте социального прогресса, то благодаря образованию человечество сумело разорвать связь с Природой, в которой объем познания и продолжительность жизни были взаимосвязаны. Именно образование позволило людям целенаправленно передавать свое культурное наследие – накопленные знания, ценности и навыки – от одного поколения к другому. Каким же должно быть образование будущего?

С одной стороны, если постараться заглянуть в 2020 год и поразмышлять о том, что будет представлять собой образование того времени, то приходит мысль, что это не такое уж отдаленное будущее - сегодняшний день и 2020 год разделяют всего 6 лет! В 2020 году выпускниками школы будут те девчонки и мальчишки, которые сейчас учатся в 5 классе. Какими они станут через 6 лет? Хочется верить, что это будут личности, умеющие объяснять сущность и причины явлений действительности, применяя необходимые научные знания, умеющие ориентироваться в проблемах экономики, политики, межкультурного воздействия, способные решать проблему выбора профессии, успешно реализовывать различные социальные роли. Они действительно станут такими, потому что современная школа, мы, учителя стремимся научить их

быть самостоятельными, образованными, ответственными людьми, постоянно раздвигающими свои границы, расширяющими свои возможности.

С другой стороны, если вести речь о действительно отдаленном будущем, то не могу не согласиться с мнением современного философа Александра Гершаника о том, что мы – первое поколение, которое не знает, чему учить потомков, потому что знания устаревают быстрее, чем мы успеваем их передать. И тогда, признавая это, целью образования должно стать само образование , которое приобретет характер ведущего фактора социальной эволюции человека. Идеалом образованного человека в будущем станет не человек, владеющий определенными знаниями в своей сфере, умеющий их применять в определенных обстоятельствах, а человек бесконечно самообразовывающийся, для которого цель образования сведется к самому образованию, подобно тому, как «смысл жизни» сводится к формуле «жизнь для жизни».

Я понимаю, что образование отдаленного будущего не оторвано от сегодняшнего дня. Оно зависит от нас, современных педагогов. А это значит, что мы, учителя, уже сегодня сами должны стать такими, какими мы хотели бы видеть наших учеников в будущем: яркими личностями, целеустремленными, ясно осознающими свои цели и пути их достижения.


До 1 сентября осталось всего несколько дней. Миллионы детей по всей России и другим странам снова отправятся в школу , чтобы получать там знания. И, надо сказать, некоторые учебные заведения уже вовсю используют в своей работе инновационные технологии . О десятке самых необычных и интересных из них пойдет речь в этом обзоре.



Тех родителей, который даже в школу не могут отправить своего ребенка без беспокойства за него, порадует школьная форма от британской компании Trutex, оснащенная GPS-маячком, в передающим онлайн-режиме текущее местоположение ученика, будь то школа, магазин или гаражи за домом.




К сожалению, здоровье ребенка не всегда позволяет ему ходить в школу. Для таких случаев и создан робот с названием VGo, который сможет присутствовать на занятиях, передавая увиденное и услышанное своему владельцу. С помощью этого устройства малыш может также передвигаться по коридорам из класса в класс и даже общаться с друзьями.




В школе ученики до сих пор большую часть информации пишут от руки карандашами и шариковыми ручками. Но при этом все более заметная часть домашних заданий выполняется на компьютере. Для того, чтобы объединить эти два мира, и создана электронная ручка Recorder Pen, превращающая рукописный текст в печатный.




Пока другие страны только внедряют электронные учебники, Грузия стала первой страной в мире, в которой школьное образование перешло в цифровой формат. С 2011 года все первоклассники получают от правительства бесплатные нетбуки, специально созданные для учебы.




Дизайнер Филан Миллер (Phelan Miller) обещает уже в 2015 году начать серийный выпуск интерактивных школьных парт, которые превратят процесс учебы в занимательную интеллектуальную игру, в которой есть место не только Интернету, но также фантазии и смекалке.




Компания Apple разработала и всячески продвигает уже который год проект iTunes University, позволяющий скачивать с iTunes курсы лекций лучших преподавателей мира, чтобы затем прослушивать их не в тесной университетской аудитории, а при помощи аудиоплеера в любой точке мира.




Похоже, настало время навсегда проститься с классическими школьными досками, на которых необходимо писать мелом. Ведь все большую популярность набирают электронные их аналоги, такие как NANHAO.




Study Blue – это специальное приложение для смартфонов, помогающее в процессе учебы. С его помощью школьники и студенты могут обмениваться учебной информацией, координироваться между собой для получения знаний и выполнения домашних заданий. Преподаватели также могут использовать эту программу для того, чтобы взаимодействовать с учениками, давать им новые материалы и проверять правильность усвоения предыдущих.




Нет лучшего способа научить детей иностранному языку, чем предоставить им учителя, для которого эта речь – родная. Однако, к сожалению, далеко не всегда это возможно. Но корейские школьные власти нашли остроумный выход из данной ситуации. Они приглашают преподавать американцев, которые живут у себя в США, а общаются с учениками посредством робота.




КлассИнфо – это едва ли не самый лучший и наглядный пример пользы современных технологий в процессе обучения. Эта программа предназначена не только для учителей, которые с ее помощью смогут вести электронный журнал и общаться между собой, но и для родителей. Последние получают возможность контролировать успеваемость своего ребенка, выполнение им домашних заданий, а также узнавать про время прихода и ухода его со школы. Не радостно только самим ученикам, чья жизнь попадает под жесткий контроль с обеих сторон!


Шестой технологический уклад, который развивается в мире уже несколько лет, должен основываться на энергии сетей и ансамбле частиц. Но, как это у нас обычно бывает, мы чуть-чуть опаздываем, однако наши перспективы лучше, чем у многих развитых стран.

Мы находимся сейчас в пятом техноукладе, при котором общество базируется на энергии информации. Соответственно, современная система образования - это тот первичный инструмент, с помощью которого должны обучать обрабатывать информацию.

Когда в мире происходит инновационный скачок - смена экономических укладов, геополитические сдвиги, которых не было уже лет четыреста, - то происходят такие изменения, которые свести к изменениям предыдущей сущности невозможно. Например, попробуйте ответить на вопрос: сколько реальных лошадей в двигателе внутреннего сгорания 100 лошадиных сил? Ответ: ни одной! С возникновением двигателей мы перешли в совершенно иную систему измерений. Возникающая сущность стала совершенно другая, измерить её по старинке, опираясь на наши прежние представления, не удастся.

Слава богу, на Западе этот вопрос тоже не решён, он забалтывается наличием больших денег и нагромождением электронных технологий. Главный вопрос - что такое образование, зачем оно нужно? - не решён. Люди, получившие современное образование, неконкурентоспособны. А система образования отдельно от конкурентоспособности невозможна.

Какова сегодня компетенция выпускаемых вузами специалистов? За последние 20 лет срок компетенции сократился с 30 до 5 лет. Если раньше вы, приобретая какую-нибудь специальность (компетенцию), были уверены, что практически всю трудовую деятельность она будет нужна, то теперь студент-первокурсник приходит в университет, и в этот момент его специальность в мире максимально востребована. Через 5 лет выпускник вуза приходит к тому, с чего начал: его специальность только что умерла, и он как специалист становится больше не нужен. Соответственно, до того, как начать обучать людей, вы должны понять, что происходит в мире и каковы перспективы развития той или иной компетенции. Вам нужно создать из этого понимания концепцию и теорию, разработать курсы будущего, утвердить их в министерствах, и это при том, что ничего из предыдущих систем образования вы вынести не можете.

Для того чтобы создать адекватное образование, в сфере обучения должна быть настроена непрерывная электронная действенная среда, которая будет работать в режиме онлайн. Например, представьте: у вас есть симулятор управления металлургическим комплексом, на котором одновременно учатся студенты и работают технологи этого металлургического комплекса. На нём задействованы все кафедры университета: экономическая физика, теоретическая физика, математика, электроника, сопромат… Теория в полной мере сплетена с практикой. Если вносятся какие-то изменения - образовательная программа сразу изменяется. Университеты меняют базу, если она становится неконкурентоспособна и не может обеспечивать их суперсовременной образовательной программой. Таким образом, формируется пространственно-временной континуум, при котором обучение, производство и наука взаимодействуют друг с другом в режиме онлайн, с мгновенной передачей данных.

Сегодня, в современных экономических условиях нам необходимо обратить внимание на образование профессионалов 55-60 лет. Сейчас они возглавляют российские концерны, оборот которых составляет, допустим, 5 млрд. долл. при норме 15 млрд. Если на обучение этого человека потратить 50 млн. долл., он буквально в следующие два года принесёт прибыль в 2-3 раза больше. Зачем сейчас, в кризис, тратить деньги на людей, которые в лучшем случае через 5 лет только закончат вуз, а ещё через 5 достигнут хоть какой-то управляющей должности?! К этому моменту все наши рынки умрут.

Если мы говорим об экономике знаний, то должны учитывать и наличие сырья, и способы переработки этого сырья, и качество получаемого продукта, который должен приносить прибыль. Мы живём в информационном обществе, где на 6 порядков, то есть в миллион раз вырос объём информации. В 1991 году компьютеры были с жёстким диском 1 Мб. Это было гигантское хранилище. Сейчас домашний ноутбук рассчитан на терабайт информации, и есть ещё дополнительные диски. Это говорит о том, что общество информации начало производить беспрецедентное количество информации. У нас появилось новое сырьё, по масштабам превосходящее нефть и уголь, но мы не умеем его перерабатывать. Этому надо учиться. Обучение предполагает: первый уровень - получение данных; второй уровень - сравнение данных, синтез информации; третий уровень - создание научных паттернов, того, что мы называем научными знаниями; четвёртый уровень - компетенции, научные знания, теоретически применённые в реальной жизни, в экономической и социальной реальности. Здесь учитывается и методология - когда вы в компетенциях разных индустрий вдруг находите общее, и аксиология - система ценностей.

Для экономики знаний важен когнитивный капитал, поскольку человек - это единственная структура, способная хранить большую информацию и обрабатывать её. Этот капитал конечен, именно поэтому существуют специализации самой разной сложности. Инженеры по отношению к рабочим - это люди, у которых когнитивная ёмкость гораздо больше. Генеральный конструктор - это человек с беспрецедентным когнитивным капиталом. Для производства одного самолёта нужен один гений (генеральный конструктор) и десять "почти гениев", работающих с ним. Если самолёт состоит из 2 миллионов компонентов, то корабль - из 5 миллионов, авианосец - из 50 миллионов, из скольких состоит космическая станция - даже не берусь сказать. В 70-е-80-е годы когнитивный капитал общества закончился. Развитые страны отправили в университеты людей, не способных вообще ни к какому мышлению, с когнитивным капиталом чернорабочего. В результате они не стали инженерами, и в странах начался социальный кризис.

Сегодня две мировые суперкомпании, обеспеченные лучшими инженерами, сделали два коммерчески-недееспособных самолёта, опоздав с их выпуском на четыре года. Это не что иное, как серьёзный кризис инженерной аксиологии. Мы должны начать выстраивать другую аксиологию конструирования. Как было раньше? Какой бы ни был разнообразный конструктор, в результате получался жёстко оговорённый конечный продукт, причём того производителя, который выпустил этот конструктор. Сможем ли мы теперь сделать конструктор с открытым кодом, для которого запчасти всех других конструкторов бы подходили, допустим, используя специальные переходники? Это сложная задача, но её нужно решить.

Семантика систем говорит, что все системы одинаковы, они созданы по одному своду законов. Господь Бог не мог создать отдельно химические, технологические, информационные, социальные, биологические системы. Семантика подразумевает, что мы можем найти синонимичные или антонимичные системы, и одна из версий, что в человеческом обществе есть два типа эволюции: один - биологический, где скорость невысокая, второй тип - информационная эволюция… Вы не можете иметь социум, не имея информационной эволюции, информационных связей. Это взаимоувязанные вещи. Я говорю именно про информационную, а не социальную эволюцию, так как животные тоже собираются в стаи и муравейники, но, тем не менее, они с точки зрения информации не эволюционируют с такой скоростью, как человек.

Ресурсы - всегда дефицит. Поэтому ничего неполезного системы не создают, они не могут себе этого позволить. Если что-то выделяется - искусство, наука или образование, - то у этого направления есть серьёзнейшая функциональная польза. Это аксиома, которую мы зачастую не замечаем. Возьмём гуманитарные науки. Технари мне говорят, что это вообще не науки, там нет чёткости, строгости, присущей настоящей науке. Но посмотрите на квантовую физику. Она неопределённа, размыта. И потом, каждый гуманитарий знает, насколько сложны гуманитарные аспекты. Гуманитарные науки с самого начала занимались столь сложными понятиями, что к ним первоначально невозможно было подобрать математический и философский аппарат! Только после того, как мы создали электронный мир, начали заниматься искусственным интеллектом, проблемой передачи информации и так далее, мы поняли, насколько биологические системы сложнее технологических и информационных, а социальные, которые выше биологических, ещё на порядки сложнее. Весь мир сейчас ополчился против гуманитарных наук, а между тем наступает их время. Проблема гуманитариев в том, что они говорят старым языком, их перестали понимать. Их речь надо технологизировать, усовершенствовать.

Мы говорим о понятии "экономика знания", но знание - это литературный термин, не научный и не технологический. Знание священно, мы не можем его использовать, перерабатывать и так далее. Кризис образования в мире начался с возврата к знаниям. До 40% выпускников в Европе, особенно гуманитарных специальностей, не могут выплатить кредиты за обучение. В Америке растущий долг студентов по кредитам сегодня составляет примерно 1,3 трлн. долл. Есть люди, которые окончили университет 20 лет назад, и до сих пор не могут выплатить кредит, потому что их работа не соответствует квалификации. Система нам говорит: если ты такой обученный человек - покажи возвратные инвестиции. Чтобы уйти от краха, надо уйти от знаний и вернуться к системам.

Цель системы - устойчивость. В динамике - адаптивность. Система живёт и устойчива, если она адаптируется к изменению внешней среды. Если она адаптируется со скоростью внешней среды, то это значит, что она находится в стабильном состоянии. Когда она адаптируется быстрее внешней среды - мы наблюдаем экспансию системы. Если медленнее - деградацию. Если опираться на эти постулаты, то получается, что знания - это информация об энергоэффективном поведении. Современные знания начинают носить вероятностный характер: вчера они ещё не были знанием, а были просто информацией… Исходя из этого определения, обучение - это изменение поведения в результате полученной информации. Сдача в институте экзаменов после курса - это краткосрочное узнавание информации. Сможете ли вы через 10 или 15 лет эту информацию применить, даже если когда-то за её знание получили высший балл? Если ваше поведение вследствие полученной информации не изменилось, то нет.

Сергей Хапров

От развития новых технологий выиграет самая интеллектуальная часть населения земного шара, а низкоквалифицированным работникам будет трудно. У них возникнет необходимость искать менее развитые страны, куда еще не пришли инновации. Массовый рост безработицы может вызвать новые социальные взрывы, поэтому имущественное неравенство в мире будет только расти.

Изменения, которые происходят в мире, требуют оперативного реагирования. Четвертая индустриальная революция привнесет в нашу жизнь немалое количество перемен. И крайне важно позаботиться об изменении подходов к образованию. Пришло время ломать психологию существующих образовательных процессов. Ведь нам так или иначе придется столкнуться с действительностью, которая уже не за горами.

Если в XIX веке ремесло передавалось от одного поколения к другому, если в XX-м были приняты семейные династии врачей, юристов, инженеров, то сегодня молодому поколению приходится привыкать к необходимости несколько раз менять профессию в течение жизни. Система высшего образования должна в этом помогать. В современном университете недостаточно просто давать человеку знания и навыки по какой-то одной узкой специальности. Вузы должны давать человеку «удочку», при помощи которой он сможет в будущем расти и развиваться. Ведь существует огромная вероятность того, что сама профессия изменится, модернизируется или преобразуется за те пять лет, которые студент проведет в университете.

Современная система образования должна строиться таким образом, чтобы человек в этой системе обрел уверенность и готовность к изменениям, стал менее зависимым от фактов и узких знаний, научился развиваться вместе с технологиями. Школа и университет должны учить:

  • Оперативно и комплексно решать поступающие задачи.
  • Мыслить критически и делать ставку на творческие способности.
  • Развивать талант управления.
  • Координироваться с коллегами и работать в команде;
  • Развивать эмоциональный интеллект.
  • Развивать умение принимать решения.
  • Развивать навыки ведения переговоров и когнитивную гибкость.

Система образования будущего впитает в себя все технические, маркетинговые и управленческие достижения. Через считанные десятилетия вещи научатся сами общаться с центрами для их изготовления и доставки. По мере исчерпания ресурса или устаревания устройство само будет подавать сигнал производителю. И через некоторое время потребитель будет получать новый продукт с индивидуальными настройками. Причем так будет происходить не только с гаджетами, но и с нашими любимыми шампунями, зубной пастой, продуктами питания, одеждой... Глобальная база данных, которая будет включать персонализированные медицинские показатели и все наши предыдущие действия, будет помогать нам эффективнее заниматься, заботиться о своем здоровье и учиться.

С другой стороны, новые модели бизнеса все чаще ставят совершенно . В будущем людям остается только творческая работа, креативность станет основным инструментом развития и будет ключевой точкой дифференциации людей. И система образования должна ответить на эту тенденцию.

Какая модель бизнеса уже сегодня объединяет самые успешные компании? Uber придумал план эффективного управления миллионами автомобилей. Airbnb построила сетевую платформу управления огромным количеством разнообразного жилья, сдаваемого в аренду. Не имея ни одного собственного ресторана, у Subway больше точек фаст-фуда, чем у сети McDonald"s , причем персонала в 500 раз меньше. С появлением компании Lyft знания, которые были абсолютно необходимы для таксистов Лондона, чтобы эффективно передвигаться по сложной сети городских улиц, стали совсем ненужными. Все это тоже нужно учесть.

Мичио Каку , известный американский физик, футуролог, основатель теории струн Каку, таким видит будущее образовательной сферы :

  • Обучение не будет базироваться на запоминании. Наш мозг не нужно загружать лишней информацией, а освободившийся ресурс можно использовать для развития навыков анализа, аргументации и принятия решений.
  • Обучение станет индивидуальным и автономным . Мы будем сами нести ответственность за свое образование и выбирать, что на данный момент нам нужно усвоить и с кем общаться. Профессия учителя полностью исчезнет из нашей жизни.
  • Дипломы учебных заведений потеряют всякое значение. Популярность приобретут персональные учебные и сертификационные портфолио, которые будут определять возможность кандидата занимать соответствующую должность.
  • Учебники будут иметь искусственный интеллект , который сможет менять содержание каждой последующей страницы с учетом интересов читателя. Они будут в автоматическом режиме осуществлять апдейт всей учебной информации.
  • Для достижения успеха нужно будет развивать только те способности, которые недоступны роботам: воображение, креативность, инициативность и лидерство. Общество перейдет от товарной экономики к интеллектуально-креативной. Страны, которые будут ориентироваться исключительно на сырье, обеднеют и придут в упадок.
  • Знания как таковые будут стоить немного: их легко можно будет найти в свободном доступе. Но придется активно развивать навыки переработки знаний. Цениться будут люди, умеющие создавать новое на основе общедоступных фактов. В самом деле, вся наука движется не к сложности, а к упрощению. Истина лежит не на глубине, а на поверхности: об этом говорят многие нобелевские лауреаты. Однако до сих пор мало кто способен увидеть простоту.

Очень многое будет зависеть от того, насколько хорошо мы научимся оперировать новыми данными, сгенерированными другими. Кто-то продвинется в программировании. И затем один человек использует его достижения в экономике, затем другой – в физике... Такой будет наука будущего.

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.