Распечатать программу цветик семицветик 5 6 лет. Компьютерная программа для развития детей старшего дошкольного возраста "цветик-семицветик"

Икрянова Светлана Евгеньевна
Сценарий конкурстно-игровой программы «Цветик - семицветик»

Ход мероприятия.

Ведущий : Сегодня день особенный,

Как много в нем улыбок,

И нам приятно это.

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересный «Цветик семицветик » .

Ведущий : Мы готовились, старались,

Песни выучить пытались,

И сюрпризик есть у нас,

Вы увидите сейчас!

Но чтобы наши конкурсы состоялись , нам нужна ваша помощь. Перед вами –цветик – семицветик , это не простой цветок , а волшебный. Как только один участник оторвет лепесток, тотчас же проведется игра.

(отрывает лепесток)

Ведущий - Первый лист мы отрываем,

И конкурс свой начинаем ,

Посмотрите, как для вас,

Потанцуем мы сейчас.

Танцы- конкурсы

(отрывает еще лепесток)

Ведущий - Лист второй мы отрываем,

И нашу программу продолжаем ,

Будем мы вас развлекать,

Приглашаем поиграть.

Игра называется «Нарисуй» надо нарисовать любым предметом те которые у вас лежат на столе, самый необычный и красивый рисунок. (проводится игра)

Конкурс «На лучшую улыбку»

Задание : детям предлагаются различные ситуации, а они должны улыбаться соответственно этой ситуации.

Родители подарили вам на день рождение то, о чем вы давно мечтали.

Вы встретили человека в первый раз и хотите ему понравиться.

Мама вам купила очень вкусное мороженое. Вы в восторге, но только не успели его попробовать и уронили на землю.

Вам хотели подарить котенка, но родители не разрешили взять его домой, вы смирились, но как-то приходите домой с прогулки , а у вас в доме этот котенок.

Ведущий – Листик третий отрываем,

Вам секрет свой открываем,

Мы танцуем и поем,

А сейчас стихи прочтем.

А сейчас чтение стихотворений, кто выразительней прочтет

Шуточные вопросы

Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается и живет выше всех? (Большая Медведица.)

Что нужно сделать, чтобы 4 мальчика оказались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу.)

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

По чему поезд ездит? (По рельсам.)

За чем мы едим? (За столом.)

Какой колокольчик не звенит? (Цветок .)

Ведущий – Лист четвертый отрываем,

И программу продолжаем .

Игра «Собери» надо собрать цветок и у вас должно получиться слово.

(пион, роза)

Игра «Рифмы-Обманки»

Задание : задача детей внимательно слушать стихи и подсказывать слова по смыслу, а не в рифму. Те дети, которые самостоятельно работали над заданиями, читают получившиеся стихи вслух.

Три елки выросли стеной –

В рощице березовой.

Все иголки до одной

У них по цвету … (зеленые) .

Помидор большой и спелый.

Погляди, какой он … (красный) .

Слон, увиденный Виолеттою,

Был не розовый, а … (серый) .

Нашел пять ягодок в траве

И съел одну. Осталось … (четыре) .

Мышь считает дырки в сыре :

Три плюс две – всего … (пять) .

Знает даже иностранец :

Всех в лесу хитрее … (лиса) . (М. Лукашкина)

Ведущий – Пятый полетел листок,

Через запад на восток,

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно,

Заиграем веселей!

Загадки о лете

Конкурс художников «Читаем и рисуем»

Задание : ведущий читает стихотворение, а желающие участвовать в конкурсе юных художников рисуют то, что слышат. Побеждает тот, чей рисунок будет больше соответствовать стихотворению.

Как нарисовать человечка

Для глаз рисую два кружка я.

Нос – это линия прямая.

Рот – полукруг.

Две завитушки –

И встали ушки на макушке.

Так получается лицо.

Овал побольше – как яйцо.

Вот пуговицы – словно точки.

А с двух сторон торчат крючочки,

Нет, не крючочки –

Две руки :

Они длинны и высоки,

Они раскрыли всем объятья!

Чуть ноги смог нарисовать я. (М. Карем)

Ведущий : Семицветик , мал цветочек ,

Вот еще один листочек,

Мы сейчас еще листок сорвем,

Поиграем и споем!

Игра «Собери клубочки» у меня распутались вязальные нитки и их необходимо скатать в клубок. Мне понадобится 2 желающих.

Игра «Волшебные предметы»

Задание : ведущий встает в центр круга и бросает мячик, а игрок должен поймать мячик и назвать, какой волшебный предмет есть у этого героя. Например : Василиса Премудрая - … (волшебный клубок) .

Аладдин – … (волшебная лампа, ковер-самолет)

Фея - … (Волшебная палочка)

Дед Мороз - … (посох)

Золушка - … (хрустальная туфелька)

Хоттабыч - … (борода)

Баба Яга - … (Ступа и метла)

Ведущий - Вот остался лист один,

Вам вот листик отдадим,

Отвечай-ка, можешь ты,

Пышные вязать банты?

Игра «Завяжи бантики» я предлагаю завязать бантики : на голове, на галстуке.

Конкурс «Угадай героя»

Ведущий задает вопросы. Дети отвечают каждый по-отдельности. Вопросы будут относиться к сказочным героям. Дети должны продолжить имя героя :

“Красная … (Шапочка) ”, “Снежная … (Королева) ”, “Крокодил … (Гена) ”, “Баба … (Яга) ”, “Кощей … (Бессмертный) ”, «Кот в … (сапогах) », «Кот (Базилио) », «Лиса … (Алиса) », «Курочка … (Ряба) », «Мышка … (Норушка) », «Карабас … (Барабас) », «Лягушка … (Квакушка) ».

Ведущий - Остается серединка,

Это мамочка - кровинка.

Знают в целом мире дети,

Лучше мамы нет на свете!

Ведущий - вот и осталась серединка, и конечно же, мы отведем центральное место нашим любимым вожатым. Сделаем подарок своими руками.

Цветик – семицветик символизирует надежду на исполнение желаний, дарит свет, тепло и добро. Поэтому мы дарим вам этот плакат.

Ведущий – Праздник подошел к концу,

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Всем здоровья пожелать!

Не болейте, не старейте,

Не сердитесь никогда,

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий – немного грустно, что закончился наш праздник, но вы должны помнить, что цветик - семицветик не простой цветок , а волшебный. Загадывайте желания и все исполнится. До свиданья!

Природа летом в стихах С. А. Есенина

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо :

"С добрым утром!"

Природа летом в стихах И. А. Бунина

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой

И чувствую : мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета !

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Природа летом в стихах А. С. Пушкина

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Природа летом в стихах А. Н. Майкова

"Золото, золото падает с неба!" -

Дети кричат и бегут за дождем.

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба! (1856)

1. «Танец для рук» теннисными ракетками идти и набивать шарик.

2. «Танец для ног» как змейка.

3. «Танец для спины» пронести книгу на голове.

4. «Танец живота» крутить обруч.

5. «Танец для всего тела» прыгать на скакалке.

Куражева Н.Ю. и др. (ред.)

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.
СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 218 с.Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.
Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста "Цветик-семицветик" - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).
В этой части программы представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 5-6 лет. Каждое занятие построено в игровой форме,
доступной и интересной детям.
Программа предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия, консультации родителей.
Данная программа разработана для работы с детьми 5-6 лет в детских садах, центрах и группах раннего развития, других дошкольных учреждениях.

The file will be sent to your email address. It may take up to 1-5 minutes before you receive it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you need to add our NEW email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .

You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Под редакциейН. Ю. КуражевойПРОГРАММА ПСИХОЛОГО¬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,К 159.9 К 88.8 3Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л."3 «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 218 с.ISBN 978-5-9268-1061-2Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста,ветик-семицветик» - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного фовождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).В этой части программы представлены тематические занятия, направленные на звитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и зиавательной сферы детей 5 - 6 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, до¬ стой и интересной детям.Программа предусматривает как индвидуальные, так и групповые занятия, кон- м.тации родителей.Данная программа разработана для работы с детьми 5 - 6 лет в детских садах, цен- А подарком был флакончик духов со странным запахом. Волшебники радовались подаркам. Да вот беда! Тот, кто воспользовался этими духами, становился злым! завистливым, грубым, капризным, неприятным. Волшебники стали ссориться и враждовать друг с другом. Изменилась страна Вообразилия, разделилась на две половины: Бараканию и Ласканию. В одной половине жили злые волшеб¬ ники, а в другой - добрые. (Звучат два фрагмента для сравнения - «Сладкая греза» П. Чайковского и «Баба Яга» А. Лядова.) Дети определяют с помощью му¬ зыки, какие дворцы принадлежали злым, а какие -добрым волшебникам. Дети ■ >i"" 12. Страна Вообразилия633. Игра «Волшебные камешки»Нпобразилкин просит детей помочь выложить дороги к замкам Ласкании и 1..|ракании волшебными камешками разного цвета, чтобы случайные путники пн in шали в чу половину, где живут злые волшебники. К Баракании дорога из- Щшм тая с острыми углами и камешки мрачного цвета, а к Ласкании - дорога м|мая и широкая, камешки ярких, радужных цветов. Дети перебирают камни н I гроят дороги к замкам. После того как дети построили дороги из камней, Hi ихолог предлагает раскрасить замки волшебников.11 с и х о л о г. Но чтобы задание выполнить аккуратно, нужно размять паль- ЦИКИ. В стране Вообразилия даже пальчиковая гимнастика необычная. Нам ее мнможет провести старушка Маланья.4. Пальчиковая гимнастика «Маланья»У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)Семь сыновей,(Показать семь пальцев.)Все без бровей,(Очертить брови пальцами.)Вот с такими ушами,(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)Вот с такими носами,(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг t/i другом.)Вот с такой головой,(Очертить большой круг вокруг головы.)Вот с такой бородой!(Показать руками большую бороду.)Они не пили и не ели,(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку».)На Маланью все глядели 64Программа курса «Цветик-семицветик» для детей 5-6 летИ все делали вот так...(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)5. Молелирование замковДети моделируют из готовых деталей замки (по выбору), фломастерами, карандашами или мелками расцвечивают недостающие детали и крепят их на двух разных панно. В результате получается страна Вообразилия, где есть Бара- кания и Ласкания.6. Залание «Оживи фигурку»Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Как видите, в этой фантастической стране все необычно - что-то похоже на наши обычные предметы, а что - нет. Как вы думаете, что это могут быть за предметы? Не рассказывайте об этом никому - пусть это будет нашей маленькой тайной, - лучше дорисуйте недостающие детали и оживите эти фигурки.7. Залание «Нелепица»Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Посмотри на картинку. Все ли здесь правильно? Найди все нелепицы.8. Игра «Несуществующее животное»Психолог. Вообразилкин знакомит детей с животными своей страны, j Они совершенно не похожи на тех животных, которые водятся на нашей земле. Придумайте им названия (например, Китокошка, Утиннолошовоз...).IV этап. Рефлексивный Полвеление итогов, рефлексия, ритуал прощанияДети прощаются с Вообразилкиным и на ковре-самолете возвращаются в свой кабинет. Проводится коллективное обсуждение и оассказ-сЬантазист п гтгяио 1 I.iпитие ТЗ. В гостях у сказки65Мообразилии, по которой они сегодня путешествовали. Прощание проходит в не- форме. Дети голосами различных животных прощаются друг с другомОкшример, «Кря-кря-кря, Вова», «Му-му-му, Оля»),Занятие 13. В гостях у сказкиЦели1. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую вырази- гольность.2. Закрепить знание содержания сказок.3. Развивать творческое мышление.МатериалыИллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Бура- | ппо, Дед из сказки «Репка», карандаши, бланки с заданиями, мячик, магнитофон.Ход занятияI этап. Организационный ПриветствиеПсихолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше приветствие будет ска- ючным. Вы сейчас подумаете и изобразите какого-то сказочного персонажа жестами, мимикой, звуками.Остальные дети отгадывают и приветствуют ребенка со словами, напри¬ мер: «Здравствуй, Саша, из сказки „Приключения Буратино"».II этап. Мотивационный 7. Вволная беселаПсихолог говорит детям о том, что сегодня они отправятся в волшеб-Iто т/топгор"гптжл --■-- ^ 66Программа курса «Цветик-семициетик» лля летей 5-6 летперепутались. Надо будет сочинять по ходу путешествия свою сказку. А отпра¬ вятся они вместе с героями сказки «Волшебник Изумрудного города». Дети вспоминают героев этой сказки (девочка Элли, Дровосек, Страшила, Лев, То- тошка, Волшебник, Гингема, Летающие обезьяны, Бастинда).2. Игра «Волшебный башмачок»Психолог. Как девочка Элли добралась до великого Гудвина? У нее были волшебные башмачки. Сейчас я подарю вам такие башмачки (раздает вообра¬ жаемые башмачки). Расскажите: какого цвета ваши башмачки, какой формы у них нос, какой высоты каблучок, какие застежки, чем украшены? Постучите каблучками, сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче. Готовы ле¬ теть в Изумрудный город? Руки расставьте в стороны, как птицы. Летим. Теплый ветер обдувает нас. Попадаем в облака, они пушистые, мягкие, белые, прохлад¬ ные. Давайте немного на них покачаемся (дети пружинят). Полетели дальше. Наконец-то приземлились. Снимите волшебные башмачки, чтобы они нас не унесли. Давайте их поставим в один рядок, чтобы не потерять. Дальше пойдем пешком. В путь.Ill этап. Практический7. Залание «Страшила»На доске висят картинки к заданию «Найди отличия».Психолог. Первым нам встретился Страшила. Покажите, какой он тол¬ стый. А чем он набит? Соломой. Дети, чего не хватало Страшиле, что он хотел попросить у Гудвина? Ему не хватало мозгов. Поделимся с ним нашими знани¬ ями? Скажем ему:Все на свете знаем, можем И Страшиле мы поможем...Поможем Страшиле найти отличия на картинках. Это его друзья по огоро¬ ду - пугала. Чем они отличаются? (Дети ищут отличия.) Молодцы. Возьмем с собой Страшилу, пусть учится вместе с нами. Пойдемте дальше с песенкой из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» («Мы в город Изумрудный/ Идем дорогой трудной...»). Занятие 13. В гостях у сказки672. Игра «Волшебные слова»Психолог. А нам на встречу идет... Кто? Вы думали - Дровосек? Нет, это Буратино! Зачем он идет к Гудвину? (Дети предлагают свои варианты.) Он очень непослушный, хотя и добрый. Может, Гудвин научит хорошо себя вести, раскроет секрет «волшебных слов». А вы знаете этот секрет?Детям предлагается вспомнить вежливые слова. Далее проводится игра.Взрослый бросает мячик ребенку, тот, поймав его, называет «волшебное» слово и перебрасывает мячик следующему. Игроки не должны повторяться в назывании слов.3. Полвижная игра «Аровосек»Психолог. Пойдемте дальше с песенкой Элли. А вот и Дровосек! Но что с ним? Он не может двинуться с места, весь проржавел. Покажите, какой он неподвижный. Я смажу его машинным маслом, и он сможет двигаться. Сначала задвигалась шея, потом руки, туловище, ноги (дети во время рассказа показы¬ вают, как начинал двигаться Дровосек). И вот Дровосек уже может свободно передвигаться. Он даже запел свою песенку. Пойте вместе с ним.А я рожден железным,Я мог бы стать полезным,Но только не хватает Сердечной доброты.(2 раза)Дети, давайте подарим ему частичку своего сердца? Скажите: «Возьми, Дровосек, частичку нашего сердечного тепла». (Дети делают соответствую¬ щий жест.)Какие славные дети! Теперь у Дровосека есть сердце, и он может чувство¬ вать.4. Появление персонажей из сказки «Репка»Психолог. Но что гам за шум? Дед зовет бабку, бабка - внучку, внуч¬ ка - Жучку. В какую сказку мы попали? «Репка». Почему дед не мог вытянуть репку? Он уже старенький, и ему не хватает сил вытянуть большую репу. На¬ верное, он хочет попросить у Гудвина силы, молодости. А у вас есть молодость? И глаза хорошо видят? Давайте поможем найти репу старенькому деду. 68Программа курса «Цветик-семииветик» для детей 5-6 лет5. Пальчиковая гимнастика «Лружба»Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)Раз, два, три, четыре, пять,(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать.(Руки вниз, встряхнуть кистями.)6. Залание «Путаница»Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Посмотрите внимательно на картинку, найдите репу и рас¬ красьте ее. Вот и дедушке помогли. Молодцы!7. Залание «Лабиринт»Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Ребята, посмотрите! Мы попали на поле с большими красны¬ ми маками, в которых прячется Лев. Давайте поможем ему найти выход.8. ПсихогимнастикаПсихолог. Похоже, лев нас очень испугался. Поджал хвост, весь дрожит, лапами прикрыл голову и со страхом выглядывает из-за цветов. Покажите тако¬ го трусливого льва.Но мы же храбрые! Давайте поделимся храбростью со Львом, скажем: «Возьми, Лев, частичку моей храбрости. Она тебе так нужна. Ты же царь зве¬ рей!» Встаньте вместе со львом прямо, ноги расставьте на ширине плеч, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Скажите: «Я - лев, гордый, смелый и бесстрашный! Я - царь зверей! Я сильный и могучий!» 1,шнтие 74. Аиагностика-1699. Полвижная игра «Салки»Психолог. Раз мы такие храбрые, давайте поиграем в салки со злой Гин- гвмой. Я буду Гингемой, которая будет догонять бесстрашных ребят, кого заса- мо, гот идет в мои владения (садится на стульчик). Игра повторяется несколько раз, в роли ведущего может быть любой из детей.IV этап. Рефлексивный Полвеление итогов, рефлексия, ритуал прощанияПсихолог. Все жители страны сказок остались довольны, всем мы помог¬ ли. Теперь давайте возвращаться в наш кабинет (игра «Волшебные башмачки»). Вспомните, герои каких сказок путешествовали вместе с нами? Чем мы им по¬ могали? В какие сказки вам бы еще хотелось отправиться?Занятие 14. Аиагностика-1Цели1. Диагностировать и развивать зрительную память.2. Диагностировать мыслительные операции «анализ» и «сравнение»; рас¬ пределение внимания.3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.МатериалыБланки с заданиями для каждого ребенка, игрушка снеговик, ведро, бу¬ мажные снежки, мешочек; магнитофон, веселая музыка, массажер «Су-джок, карандаши.Ход занятияI этап. Организационный Приветствие «Волшебные рукавицы»Психолог. Сейчас я каждому раздам волшебные рукавицы-невидимки, давайте их наденем, чтобы согреть ручки, и поприветствуем друг друга вот так. (Дети хлопают ладонями обеих рук о ладони соседа.) 70Программа курса «Цветик-семшшетик» лля летей 5-6 легII этап. МотивационныйПсихолог. Ребята, какое время года наступило? (Зима.) Кто-то к нам сту¬ чится. Кто же это, интересно? Отгадайте:Человечек непростой:Появляется зимой,А весною исчезает,Потому что быстро тает.(Снеговик)Правильно! (Снеговик здоровается.) Он пришел, чтобы поиграть с вами и написать письмо для Деда Мороза.Часть игр мы будем делать на коврике. Там можно будет разговаривать друг: другом. А часть заданий мы со снеговиком будем делать за столом «молчания», тпример сочинять письмо.III этап. Практический 7. Залание «.Запоминайка-1»Диагностика зрительной памяти.Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Вот какой плакат снеговик принес вам в подарок! Давайте смотрим, что здесь нарисовано. А теперь посмотрите внимательно на картин- и постарайтесь запомнить как можно больше предметов, а потом они будут зать с нами в прятки. (Время предъявления - 30 с.)Снеговик. Найди на своем листочке эти предметы и обведи их. (Разда¬ йся листочки.)2. Пальчиковая гимнастика с применением Су-лжок (на коврике)Психолог. Давайте посмотрим, что у снеговика лежит в новогоднем ме- ке.Вынимаются массажные колечки и шарики Су-джок. Под музыкальное со- ождение сначала в ладонях катаются шарики, а гготом на каждый пальчик ваются колечки. 1,шятие 14. Лиапюстика-1713. Залание «Новоголние гирлянлы»Диагностика мыслительной операции «анализ».Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Снеговик. Скоро Новый год, а мы еще гирлянды для елки не сделали. Может, нарисуем их? Поможете мне? (Да.)Дорисуй гирлянды, не нарушая закономерности.4. Таней «Мороз»Выполняется под песню С. Железнова «Мороз».Психолог. Что-то, ребята, холодно совсем стало. Давайте погреемся и потанцуем!Вот так холод...(Хлопаем в ладоши, трем их друг о друга.)Больно щиплет нос...(Потираем нос кончиками пальцев.)Будем ножки согревать,(Подпрыгиваем на месте.)Очень холодно стоять.(Хлопаем по ножкам, трем их.)Крепче стал мороз никак,(Бегаем по комнате.)Чтобы ручки согревать, будем мы махать.(Делаем движения в соответствии с текстом песни.)Что нас зимой согревает из одежды? (Ответы детей.) А еще рукавички. Да нот беда, снеговик наш нес подарки детям, а рукавички все перепутал. Поможем ому найти пару каждой рукавичке? (Да.)5. Залание «Рукавички»Диагностика распределения внимания.Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Найди каждой рукавичке пару. Соедини их линией.6. Игра «В снежки»Психолог. Нашли пары варежкам, согрелись, пора и поиграть. А играть мы будем в снежки. Посмотрим, кто самый меткий. Каждому снеговик принес несколько бумажных снежков. Будем кидать их по очереди в эту корзину. 72Программа курса «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет7. Залание «Чего не хватает?»Диагностика зрительного синтеза.Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Психолог. Снеговик помогал Деду Морозу рисовать новогодний плакат, но ie успел закончить. Посмотри внимательно на картинки. Чего не хватает? Дорисуй. IIV этап. Рефлексивный Полвеление итогов, рефлексия, ритуал прощанияПсихолог. Давайте скажем снеговику «спасибо» и «до свидания!». Он фидет к нам еще раз. Обязательно придет!Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?Давайте встанем в круг и скажем друг другу «до свидания».Занятие 15. Аиагностика-2Цели1. Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устой- ивость).2. Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза. 13. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.МатериалыБланки с заданиями для каждого ребенка, игрушки снеговик и белка; музы- альное сопровождение, веселая музыка, массажер «Су-джок», цветные и про- тые карандаши.Ход занятияI этап. Организационный Приветствие «Волшебные валенки»Психолог. Сейчас я каждому раздам волшебные валенки невидимки, I авайте их обуем, чтобы согреть ножки, и поприветствуем друг друга вот так. ! \ernu касаются носком ноги носка ноги соседа.) Занятие 15. Аиагностика-273II этап. Мотивационный7. Полвижная игра «Паровозик лружбы»Психолог предлагает детям отправиться в гости к их другу Снеговику на паровозике дружбы. Психолог, обращая внимание на отличительные внешние признаки детей, приглашает каждого занять свое место, например: «Мальчик, который пришел в желтых брюках, пройдет в первый вагончик» и т. д. Движение паровозика можно сопровождать следующей песенкой:Поезд мчится и грохочет -Тук-тук-тук, тук-тук-тук,Машинист вовсю хлопочет -Чух-чух-чух, чух-чух-чух.Поезд мчится под горой -Тук-тук-тук, тук-тук-тук.Для детей вагон второй -Чух-чух-чух, чух-чух-чух.Поезд мчится вдоль полей -Тук-тук-тук, тук-тук-тук.Эй, цветы водой полей -Чух-чух-чух, чух-чух-чух.Психолог. Вот мы и приехали, а нас уже снеговик встречает! Снеговик. Здравствуйте, друзья мои! Я очень рад вас видеть! Я приго¬ товил для вас много игр! Напоминаю, часть игр мы будем делать на коврике. Гам можно будет разговаривать друг с другом. А часть заданий мы будем де¬ лать за столом «молчания». Там мы будем заканчивать делать письмо для Деда Мороза!2. ЗагаАкаВыполняется на коврике.Снеговик. Отгадайте, кто со мной дружит:Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.В дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белочка)Правильно, белочка!Выбегает белочка, здоровается. 74Программа курса «Цветик-семицветик» для детей 5-6 летIII этап. Практический 7. Пальчиковая гимнастика «Белка»А теперь вместе с белочкой мы сделаем зарядку для пальчиков.Сидит белка на тележке,(Исходное положение - кисти рук сжаты в кулак.)Продает она орешки,(Круговые движения кистью вправо, влево.)Лисичке-сестричке,(Разогнуть большой палец.)Воробью,(Разогнуть указательный палец.)Синичке,(Разогнуть средний палец.)Мишке толстопятому,(Разогнуть безымянный палец.)Заиньке усатому.(Разогнуть мизинец.)Вот так!(Раскрыть кисть - пальцы в стороны и в исходное положение.)2. «Лабиринт»Диагностика устойчивости внимания.Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).Белочка. А знаете, что я люблю? Отгадайте

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-6 лет:

1. создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

7. организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

Показатели Нормативы
Ведущая потребность Потребность в общении
Ведущая функция Воображение
Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.
Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.
Эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.
Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.
Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.
Память Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.
Воображение Развитие творческого воображения.
Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Новообразования возраста
  1. Планирующая функция речи.
  2. предвосхищение результата деятельности.
  3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 5 – 6 лет.

Неделя Тема Цели и задачи Наименование форм работы и упражнений
Октябрь
1 неделя Знакомство - приветствие; - игры : «Клубочек имён», «Паровозик имён», «Мостик дружбы»; - упражнения: «Искра», «Я – сказочный герой»; - релаксация «Цветок дружбы»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - рисование цветов; - ритуал прощания «Эстафета дружбы».
2 неделя Наша группа. Что мы умеем 1.Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. 2.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. 3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 5.Снять телесное и эмоциональное напряжение. 6.Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7.Развивать мелкую и общую моторику. 8.Развивать навыки самосознания. - приветствие; - игры: «Делай как я», «Присядьте те, кто…»; - беседа; - упражнения: «Найди отличия», «Помоги другу, или самая дружная пара», «Я хочу подружиться…», «Совместное рисование»; - беседа-релаксация «Каким я буду, когда вырасту?»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - ритуал прощания « Доброе животное».
3 неделя Правила поведения на занятиях 1.Познакомить детей с правилами поведения группе. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. - приветствие; - игры: «Подарок», «Кто кем будет»; - пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «Дорисуй ключик»,
3.Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 4.Развивать мелкую и общую моторику. 5.Снятие эмоционального и телесного напряжения. «Ключик»; упражнения «Доброе тепло».
4 неделя Страна «ПСИХОЛОГиЯ» 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Снять телесное и эмоциональное напряжение. - приветствие; - игры: «Горячо - холодно»; «Болото», «Присядьте те, кто…», «Театр Настроения», «Топ-хлоп»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Коврик», «Раскрась коврик», «Логический квадрат»; - ритуал прощания.
Ноябрь
1 неделя Радость. Грусть 1.Познакомить детей с чувством радости, грусти. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Учить детей выражать чувство радости в рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - динамическая пауза «Путешествие в лес»; - задания: «Ягоды», «Сказочные персонажи», «Весёлый - грустный», «Моя радость», «Гусеница»; - беседа по пиктограмме «Радость», «Грусть»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Будь внимателен»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
2 неделя Гнев 1.Познакомить детей с чувством гнева. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Гнев»; - упражнения: «Избавление от гнева»; - пальчиковая гимнастика «Помиримся»; - задания: «Мой гнев», «Сказочные герои»;
имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. - подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
3 неделя Удивление 1.Познакомить детей с чувством удивления. 2.Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. 4.Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Удивление»; - упражнение «Удивительные запахи»; - пальчиковая гимнастика «Удивительно»; - задания: «Моё удивление», «Настроение сказочного героя»; - подвижная игра «Есть или нет?»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
4 неделя Испуг 1.Познакомить детей с эмоцией испуг. 2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. 3.Развивать умение справляться с чувством страха. 4.Учить детей выражать чувство страха в рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Испуг»; - упражнения: «Страшные звуки», «У страха глаза велики»; - пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»; - задания: «Мои страхи», «Страшно весёлая история»; - игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» - ритуал прощания «Страна Настроений».
Декабрь
1 неделя Спокойствие 1.Познакомить детей с чувством спокойствия. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Формирование навыков адекватного эмоционального - приветствие «Страна Настроений»; - беседа по пиктограмме «Спокойствие»; - упражнения: «Медвежата в берлоге», «Спокойные игрушки»; - пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»;
реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Снятие эмоционального напряжения. - задания: «Спокойная картина», «Моё спокойствие», «Спокойные вещи»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
2 неделя Словарик эмоций 1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. 2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. 3.Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка-задание «Азбука настроений»; - упражнения: «Остров настроений»; - пальчиковая гимнастика «Прогулка»; - задания: «Моё настроение», «Нарисуй эмоции», «Угадай музыкальное настроение»; - игра «Кубик настроений», «Азбука эмоций», «Что изменилось?»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
3 неделя Страна Вообразилия 1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Формировать интерес к творческим играм. - приветствие «Мяч»; - задания: «Загадочное послание», «Оживи фигурку», «Нелепица»; - игры: «Средства передвижения», «Чудо-дерево», «Волшебные камешки», «Несуществующее животное»; - сказка; - пальчиковая гимнастика «Маланья»; - моделирование; - ритуал прощания.
4 неделя В гостях у сказки 1.Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. 2.Закрепить знание содержания сказок. 3.Развивать творческое мышление. - приветствие; - беседа; - игры: «Волшебный башмачок», «Волшебные слова»; - подвижная игра: «Дровосек», «Салки»; - задания: «Страшила», «Путаница», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика
«Дружба»; - психогимнастика; - ритуал прощания.
Январь
2 неделя Этикет. Внешний вид 1.Познакомить детей с правилами личной гигиены. 2. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 4.Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. - приветствие «Этикет»; - беседа о культуре внешнего вида; - физкультминутка; - задания: «Шнуровка», «Какая тень лишняя», «Зеркало», «Помоги найти ботинок»; - пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы»; - игра ритуал прощания.
3 неделя Этикет. Правила поведения в общественных местах 1.Познакомить детей с общественным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развитие самосознания и навыков саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - игры: «Пассажирский транспорт», «Займи правильное место» - беседа «Правила поведения в автобусе»; - сценки «на улице», «в театре»; - задания: «Займи правильное место», «Доктор», «В магазине»; - пальчиковая гимнастика «Магазин»; - ритуал прощания.
4 неделя Столовый этикет 1.Познакомить детей со столовым этикетом. 2.Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. - приветствие «Этикет»; - подвижная игра «Съедобное – несъедобное»; - беседа «Культура поведения за столом»; - упражнение «За столом»; - задания: «Склеим разбитую тарелку блюдо»; - пальчиковая гимнастика
4.Развивать логические операции посредствам речевого общения:. 5.Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. 6.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. «Приготовили обед»; - физкультминутка «Правильно – не правильно»; - ритуал прощания».
Февраль
1 неделя Подарочный этикет 1.Познакомить детей с подарочным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - беседа «Как дарить и принимать подарки?»; - релаксация «Подарок»; - игра «Подарок»; - пальчиковая гимнастика «Подарки»; - задания: «Лабиринт», «Что за подарок?», «Разложи подарки»; - физкультминутка «Настроение»; - ритуал прощания.
2 неделя Гостевой этикет 1.Познакомить детей с гостевым этикетом. 2.Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. 4.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 6.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - беседа «Как ходить в гости?», «Как принимать гостей?»; - подвижные игры «День и ночь», «Правильно или неправильно?»; - игры: «Комплименты», «Что с друзьями найдём на чердаке?»; - пальчиковая гимнастика ; - задания: «Наведи порядок на полках», «Мишка ждёт гостей»; - ритуал прощания.
3 неделя Защитники отечества 1.Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. 2.Продолжать знакомить детей с - приветствие «Рукопожатие»; - беседа «23 февраля»;
праздником 23 февраля. 3.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». - фотовыставка; - игра с мячом «Профессии»; - двигательное упражнение «Товарищ командир»;- пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «План», «Что нужно для ремонта?», «Найди лишний транспорт», - подвижная игра «Разведчики»; - ритуал прощания.
4 неделя Волшебные средства понимания 1.Сплотить группу. 2.Развивать вербальное и невербальное общение. 3.Формировать отношения доверия, умения сотрудничать. - приветствие «Давай поздороваемся»; - подвижные игры «Подмигалы», «Запретное движение»; - игры: «Знакомство», «Угадай жест», «Объясни без слов»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - задания: «Нарисуй эмоции», «Логический квадрат», «Сложи картинку», «Дорисуй рисунок»; - ритуал прощания «Искра».
Март
1 неделя Мамины помощники 1.Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тёте. 2.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии». - приветствие «Весенняя капель»; - беседы: «День 8 марта», по сказке; - фотовыставка ; - сказка «Про маму»; - танец «Стирка»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Подарок для мамы», «Лабиринт», «Наведём порядок», «Мамино солнышко»; - физкультминутка «Мамины помощники»; - ритуал прощания.
2 неделя Я и моя семья 1.Воспитывать любовь и уважение к семье. 2.Расширить представление детей - приветствие; - ребус; - игры: «Семья», «Верно -
о семье, об обязанностях членов семьи. 3.Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. 4.Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. неверно», «Ассоциации»; - фотовыставка; - беседа «О семье», анализ сказки; - сказка «Сон»; - подвижная игра «Заячья семья»; - пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»; - задания: «Прятки», «Домик»; - ритуал прощания.
3 неделя Я и мои друзья 1.Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. 2.Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. 3.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. - приветствие; - беседа «Настоящий друг»; - задания: «Вместе с другом», «Найди друга», «В гости», «Рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Я змея…», «Если нравится тебе»; - игры: «Угадай настроение», «Комплименты»; - ритуал прощания.
4 неделя Я и моё имя 1.Идентификация ребёнка со своим именем. 2.Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я. 3.Стимулирование творческого самовыражения. - приветствие «Ласковые имена»; - сказка «Разноцветные имена»; - беседа по сказке; - задания: «Какое моё имя», «Зашифрованное имя», «Внимание! Внимание!»; - творческая мастерская «Наши имена»; - пальчиковая гимнастика ; - подвижная игра «Кто позвал?», «Не прослушай своё имя»; - ритуал прощания.
Май
1 неделя Кто такой «Я»? Черты характера 1.Формировать умения различать индивидуальные особенности своей внешности. 2.Развитие представлений о себе, качествах своего характера. - приветствие; - задания: «Мой портрет», «Угадай кто это?», «Путаница»; - пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»; - игры: «Зеркало», «Сказочные герои», «Какой я?»,
«Противоположности»; - ритуал прощания.
2 неделя Я особенный 1.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой. 2.Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. 3.Развивать самосознание. 4.Развивать вербальное и невербальное общение. 5.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 6.Снять эмоциональное и телесное напряжение. - приветствие «Эхо»; - беседа с Незнайкой; - задания: «Ласковое имя», «Игрушки» «Кто лишний?»; - игры: «Кто позвал?», «Волшебный стул», «Люди к людям»; - пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»; - медитативное упражнение «Волшебный цветок»; - коллективная работа «Волшебное дерево»; - ритуал прощания.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключения будущих первоклассников» детей 6 – 7 лет.

Разделы: Работа с дошкольниками

Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса во всех учебных заведениях от детского сада до школы.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
В связи с этим возникает необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.
При соответствующем подходе многие направления, задачи, а также содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
Анализ итогов реализации программы «Радуга» в дошкольном учреждении показал, что несмотря на достаточно высокие показатели уровня воспитания, обучения и развития дошкольников, педагоги постоянно сталкиваются с проблемами оперативного обновления учебно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, а также отсутствия адекватных контрольно-измерительных материалов анализа успешности усвоения программы дошкольниками и современных технологий закрепления полученных знаний детьми в практической деятельности. Все это поставило перед педагогами детского сада задачу расширения возможностей использования в образовательном процессе и практической деятельности компьютерных технологий, создания компьютерных программ с целью повышения качества успешности решения выше обозначенных вопросов.
Создание компьютерной программы, в основе которой заложена возможность расширения социального опыта детей, а также оценки уровня усвоения материала реализуемой программы «Радуга» и активное ее внедрение в практику работы дошкольного учреждения, позволяет качественно реализовывать основную цель воспитания – использование жизненного опыта как основы социализации.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что использование компьютерных технологий - это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Название программы: авторский проект компьютерной программы для развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Целью данной программы является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
4. Принцип доступности.
5. Принцип индивидуального личностного контроля.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.

Описание программы:
Авторская компьютерная программа «Цветик-семицветик», предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа «Цветик-семицветик» построена на основе материалов, рекомендованных авторами комплексной программы для детей старшего дошкольного возраста «Радуга» (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, В.В. Гербова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др.). Она адресована прежде всего воспитателям дошкольного учреждения, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в развитии своих детей.
Работа с применением программы проводится под контролем педагога, который составляет индивидуальный план, выбирает задание в соответствии с изученной тематикой, контролирует правильность выполнения заданий ребенком и дозирует необходимую нагрузку.
В рамках системного подхода компьютерная программа «Цветик-семицветик» предлагает более 60 заданий с тремя уровнями сложности, объединенных в четыре тематических раздела:
«Познавательное развитие» - 12 занятий;
«Математика и логика» - 9 занятий;
«Художественно-эстетическое развитие» - 18 занятий;
«Правила личной безопасности» - 9 занятий.
Каждый раздел компьютерной программы «Цветик-семицветик» состоит из нескольких блоков со звуковой инструкцией и мультипликацией. При этом задания, входящие в состав блоков направлены на закрепление и проверку знаний по разделу программы.
Цветовое решение каждого раздела сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии в рамках каждого раздела.
В каждом разделе предполагается свой анимационный персонаж, который сопровождает все упражнения блока («Познавательное развитие» - Баба - Яга, «Математика и логика» - Мэри Поппинс, «Художественно-эстетическое» - Волшебная кисточка и Веселая нотка, «Правила личной безопасности» - дядя Степа).
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В случае неправильного выполнения задания предусмотрена возможность вернуться назад и добиться правильного результата. При правильном выполнении задания предполагаются бонусы или сюрпризы.
Компьютерная программа «Цветик-семицветик» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка.
Красочные рисунки, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Все задания программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Цветик–семицветик, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
Кроме того, при традиционной системе обучения ребенок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения, но в процессе работы на компьютере у него появляется такая возможность. Общение с компьютерным героем программы – Цветиком–семицветиком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в общение.
Компьютерная программа Цветик–семицветик проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс, интуитивно понятна ребенку, имеет навигационные клавиши. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программы является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.

Структура занятия.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 8-10 человек 2 раза в неделю в первой или во второй половине дня в зависимости от тематики блоков.

Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10 минут,
2 этап - 10 минут,
3 этап - 5 минут.

Ожидаемые результаты:
В результате использования компьютерной программы развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик» мы получим следующие результаты:
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.
Формирование начальные навыков работы на компьютере.
Преодоление психологического барьера при работе на компьютере.
Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.
Формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы «Радуга»: математика и логика, познавательное развитие, художественно- эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности.
Развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Количество детей в группе

Время занятия

5-6 человек

6-7 человек

7-8 человек

8-10 человек

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

Аудио – видеотека;

Фонотека и фильмотека;

Настольно – печатные игры;

Предметные игрушки;

Цветные мелки;

Пластилин;

Краски, карандаши, фломастеры;

Писчая и цветная бумага;

Строительный материал;

Принципы проведения занятий

Системность подачи материала

Наглядность обучения;

Цикличность построения занятия;

Доступность;

Проблемность;

Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы:

Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Психологический курс

«Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость.