Диагностика малышей в ситуации развода. Диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка после развода

В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:

  • определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
  • определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке);
  • лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
  • отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.

В современных профессиональных изданиях рассматривается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) . Наряду с нею часто проводится и судебная психологическая экспертиза (СПЭ) , проведение которой поручается либо экспертам-психологам, являющимся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минюста России, либо педагогам-психологам, являющимся специалистами образовательных учреждений. Цель экспертной деятельности – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка .

Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.

На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  • особенности родительской позиции;
  • особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  • взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  • содержание конфликта между родителями.

Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.

Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:

  • у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
  • желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
  • желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;

Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:

  • ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
  • родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
  • ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
  • имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.

Лишение или ограничение родительских прав:

  • отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
  • между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
  • между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
  • восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).

В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:

  • прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
  • ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.

Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.

В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:

  • к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке. Например, последнее время значительно участились случаи, когда отцы отсуживают своего ребенка у его матери, что, на первый взгляд, может вызвать недоумение из-за несоответствия гендерному и культурному стереотипу.

Удобно рассматривать специфичность судебной экспертной деятельности в сравнении с другим видом психологического исследования, очень близкого по объекту изучения, а именно – психологическим исследованием по запросу отдела опеки и попечительства .

Процессуальная (работа судебного эксперта, работающего по определению суда) и непроцессуальная форма исследования (работа специалиста, действующего не в рамках ГПК, а выполняющий запрос ООП) имеет ряд существенных отличий.

Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже. План работы.

  1. Получение письменного запроса.
  2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
  3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
  4. Диагностика ребенка.
  5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела, беседа со специалистом ООП и т. д.).
  6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
  7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос.

Однако имеются многие различия и в целях исследования, и в возможностях психолога. Ключевое отличие следующее. Реализация заявки отдела опеки и попечительства по сути своей является психологическим исследованием, предполагающим оказание помощи клиентам (ребенку и его законным представителям). Судебная психологическая экспертиза является деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) и Федеральным законом № 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ № 73) .

Рассмотрим отличия процессуальной и непроцессуальной форм использования психологических знаний.

Запускающий механизм

Для проведения психологического исследования необходима письменная заявка от руководителя ОПП на имя руководителя учреждения, в котором работает педагог-психолог, либо устная просьба. В случае если ООП намерен официально использовать данные исследования (рассматривать как основание для мирового разрешения спора, обращаться к ним на попечительском совете), то и заявка должна быть официальной. Официальный запрос отличается от других рабочих форм, например, направления семьи на консультацию к психологу.

Основанием для производства СПЭ является судебное определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».

Из этого следует, что СПЭ не может быть проведена по обращению одной из сторон судебной тяжбы непосредственно к психологу.

Субъект исполнения

Кому может быть поручена данная работа?

В первом случае исследование проводят, как правило, психологи системы Минюста или муниципальных психологических центров. Обычно исследование осуществляют те психологи, с которыми у специалистов ООП налажены связи.

Во втором случае мы имеем указания в ФЗ № 73 и ГПК.

В статье 1 ФЗ № 73 «Государственная судебно-экспертная деятельность» формулировка следующая: «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…»

В статье 79 ГПК «Назначение экспертизы» говорится о том, что «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».

Кроме того, в ст. 41 ФЗ № 73 сделано уточнение, что «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами» , то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу , обладающему соответствующей квалификацией.

Инициатор экспертизы

Инициировать психологическое исследование может специалист ООП, контролирующий соблюдение прав ребенка и работающий с конкретной семьей.

СПЭ может быть инициирована по ходатайству любой из двух сторон, участвующих в судебной тяжбе (может быть сделана через законного представителя), а также по инициативе суда, ООП. Назначение экспертизы происходит при подготовке дела к судебному разбирательству либо непосредственно в ходе его.

Сроки исполнения

Заявка на проведение исследования может быть переправлена в исполняющее учреждение или специалисту в тот же день, когда и составлена (в том числе передана через самих клиентов). Сроки исследования для ООП могут быть оговорены как устно, так и в заявке. Общие сроки выполнения работ – от недели до одного месяца.

Судебное определение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента судебного решения. По истечении этого срока направляется в экспертное учреждение. Судебное определение также может быть составлено с пометкой «обжалованию не подлежит». В этом случае оно сразу направляется по адресу реализации экспертизы. Общие сроки выполнения работ – до одного месяца.

В определении может быть указано, до какого срока необходимо предоставить результаты экспертизы, а также отмечается, что на период ее проведения дело приостанавливается. Это связано с назначением судебных заседаний и динамикой судебного процесса.

Если экспертиза поручается конкретному учреждению, руководителем назначается психолог-эксперт, а также определяются сроки окончания экспертизы.

Ответственность психолога

Психолог, выполняющий психологическое исследование по заявке ООП, отчитывается перед ООП, конкретно – перед специалистом, ведущим данное дело.

Эксперт посредством судебного экспертного заключения отчитывается непосредственно перед судьей, ведущим данное дело. Согласно ст. 16 ФЗ № 73 эксперт не имеет права передавать информацию о результатах экспертизы третьим лицам, а значит, не консультирует родителей, не знакомит их с содержанием заключения, не дает рекомендации. Родители могут получить консультацию психолога только после окончания судебного процесса, обратившись в частном порядке.

Психолог-эксперт предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

И при непроцессуальной и при процессуальной формах заключения психолога-эксперта могут быть доказательством по гражданскому делу.

Права и обязанности психолога

При непроцессуальной форме исследования педагог-психолог действует в рамках своего должностного функционала и этических принципов и правил работы психолога.

У эксперта есть специфические права и обязанности. Они регламентированы в следующих документах: ст. 85 ГПК «Обязанности и права эксперта», ст. 16 ФЗ № 73 «Обязанности эксперта», ст. 17 ФЗ № 73 «Права эксперта».

В обязанности эксперта входит «принять к производству порученную ему руководителем… судебную экспертизу», «провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам», «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы», «обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела».

При этом эксперту нельзя «самостоятельно собирать материалы для судебной экспертизы и уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства». Протоколы наблюдений и бесед, детские рисунки, результаты выполнения диагностических методик должны сохраняться в архиве.

Особо хочется выделить, что эксперт не в праве «сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта».

Эксперт вправе «ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения», «имеет право знакомиться с материалами дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям».

Вопросы к психологу

Здесь перечислены некоторые варианты вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом. Вопросы формулируют судьи (в определении) и специалисты ООП (в заявке или устно). Цель изучения ситуации – оценить риски негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние, особенности психического развития ребенка.


В обоих случаях на разрешение могут быть представлены следующие вопросы.

  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

В начале для проведения психологического исследования и экспертной процедуры приглашаются взрослые участники конфликта. Каждый приглашается в разное время, чтобы случайно не произошло встречи, без детей. На встречу необходимо принести паспорт для установления личности.

Цель первой встречи – собрать общие сведения, познакомиться с клиентами и содержанием конфликта, составить общее представление о ситуации. На первой встрече проводится также тестирование, но для этого может быть назначено и другое время. Если назначение встречи происходит по телефону, желательно на этом этапе обговорить краткий план, чтобы клиент мог располагать необходимым количеством времени.

1. Знакомство . Сбор общих сведений

  • о родителе (ф.и.о., возраст, образование, место работы, семейное положение, наличие других детей,…),
  • о ребенке (возраст, ОУ, группа/класс, дополнительные занятия и т. д.

Далее нужно выяснять ситуацию, начиная с содержания конфликта. Когда клиент приходит на встречу с психологом, к нему можно обратиться со следующей инструкцией: «Сейчас у вас есть возможность изложить свою точку зрения, описать свою позицию в вашей тяжбе. Мне как специалисту (эксперту) необходимо составить объективное представление о том, что происходит. А для этого надо понять мнение каждой стороны». Распространенной является ситуация, когда клиенты начинают рассказ с моментов, которые вызывают у них наибольшее напряжение, а значит косвенно или напрямую повествуют о реальных сторонах конфликта, мотивах, целях.

2. История конфликта

  • Что предшествовало данной ситуации?
  • Каково положение дел на сегодняшний день?
  • Какие цели преследует клиент?
  • Каким он видит разрешение конфликта?
  • Как будут разворачиваться события в случае достижения своей цели?
  • Как буду разворачиваться события в случае проигрыша?
  • Анализ ожиданий и страхов клиента по поводу конфликтной ситуации.

Клиенты часто рассказывают о конфликте в его развитии в ходе времени, начиная со свадьбы или даже еще раньше. Такой рассказ позволяет понять характер взаимоотношений между родителями ребенка (родителем и прародителем) в его развитии, во взаимосвязи с событиями жизни, отношениями с окружающими людьми. В этом случае вопросы психолога могут иметь уточняющий характер, иметь косвенную форму.

После того как составлена картина событий, выяснены хронологические подробности, происходит сбор информации о ребенке. Этот блок очень важен, и не только для получения сведений о ребенке. Формируется представление о том, насколько клиент вообще знает своего ребенка, насколько включен в его жизнь. Бывает, что родительские «воздушные замки» разбиваются именно о такие простые вопросы.

3. История развития ребенка

  • Особенности развития. Успехи в ДОУ, школьная успеваемость;
  • Состояние ребенка до начала конфликтной ситуации, во время оной, на сегодняшний день?
  • Отношения ребенка и родителя (законного представителя): характер, частота, степень близости?
  • Участие другой стороны (родителя, прародителя) в заботе, воспитании, образовании ребенка?
  • Отношение ребенка к родителям как к супружеской паре и к каждому в отдельности?
  • Отношения ребенка с другими окружающими людьми, сверстниками?
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (отдел опеки, детская поликлиника и т. д.).

Исследование родителей не ограничивается диагностической беседой. Обычно на первой встрече, иногда – на отдельной, происходит оценка родительской позиции с помощью стандартизированных методик.

4. Диагностика родителя / законного представителя

  • Характер родительского отношения к ребенку.
  • Стиль воспитания, родительских установок.
  • Особенности психоэмоционального состояния родителя.
  • Характер знаний и представлений о воспитании, развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
  • Истинные мотивы поведения, преследуемые цели.
  • Особенности конфликта между сторонами.

Обязательно на первой встрече необходимо поставить клиента в известность о том, какая дальнейшая работа будет обязательной, и какая может иметь место.

5. Оговаривается содержание дальнейшей работы

  • Диагностика ребенка (обязательно согласовать, в сопровождении кого из родителей ребенок придет на диагностику, если это уже не указано в заявке или судебном определении);
  • Подготовка заключения в соответствующую инстанцию (клиенты могут познакомиться с заключением в ООП/суде, участники судебного конфликта имеют право сделать себе копию).
  • Наличие или отсутствие права получить консультацию по результатам диагностики.

Деятельность эксперта ограничивается только экспертизой, результаты которой передаются в суд (ст. 85 п. 2 ГПК «Эксперт не вправе … сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего »). Эксперт – это диагност и аналитик.

При непроцессуальной форме исследования специалист и диагностирует, и консультирует, и сопровождает семью. В связи с этим бывают моменты этического характера: с одной стороны, он должен дать оценку, с другой – видит возможность изменить эту ситуацию. Сложность данной роли заключается в том, что если психолог семью консультирует, то есть устанавливает с клиентом отношения, ему сложно оставаться на уровне констатации. Клиенты, направленные к психологу из ООП, имеют право на получение консультации по результатам диагностики (после того как заключение будет иметь законченный вид); право получить помощь психолога.


Диагностическое обследование ребенка

По данному критерию различий в проведении психологического исследования и судебной психологической экспертизы нет. Для обследования ребенка выбирается специально подготовленное помещение. Диагностика ребенка предполагает первоначальное установление контакта с ним, использование диагностического инструментария, соответствующего возрастным особенностям детей, ведение протоколов, сбор продуктов продуктивной и творческой деятельности, при необходимости – фотографирование детских работ.

Тем не менее, ст. 84 ГПК «Порядок проведения экспертизы» содержит особые указания : п. 2. «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований … ». То есть психолог-эксперт при необходимости должен пояснить, почему экспертиза проводится не в здании суда, а предполагает целый ряд процедур в специальном учреждении. Далее, п. 3. « Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию» . Обследование ребенка происходит без присутствия родителей, и это может вызвать сопротивление у законного представителя ребенка. Так же как и в предыдущем случае, необходимо тактично, но веско объяснить механизм влияния на ребенка присутствия третьих лиц, и следовательно, возможного искажения результатов обследования.

Диагностический инструментарий

Для обследования ребенка следует подбирать психодиагностические методики, позволяющие оценить:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка,
  • индивидуальные потребности и ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений, межличностных отношений,
  • особенности отношений к конкретным людям и самому себе,
  • изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций.

Работа с ребенком

  • Проективная методика «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей).
  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  • Методика Кооса, Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса).

Дополнительно для детей младшего дошкольного возраста

  • Проективные задания в песочнице.

На первый взгляд можно предположить, что более уместны структурированные методики, которые дают однозначный результат. Однако большой процент составляют проективные методики, так как именно они позволяют исследовать эмоционально-личностную сферу детей до 10 лет. Рекомендуется использовать сочетание разных видов методик.

Кроме того, необходимо изучение интеллекта ребенка.

Особую проблемы составляет исследование детей младшего дошкольного возраста. Необходимо использовать разработанные в детской психологии методы оценки психического развития.

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Кроме письменных и печатных вариантов уместно использовать автоматизированные компьютерные системы.

При производстве СПЭ обязательным является и применение метода психологического анализа материалов гражданского дела.

Заключение психолога

Структура и содержание заключения должны соответствовать запросу. Информацию в отдел опеки не всегда необходимо представлять в письменном виде. Неоднократны случаи, когда сам процесс взаимодействия с психологом в ходе исследования по запросу отдела опеки помогал родителям осознать причины конфликтов, сделать необходимые изменения в своих родительских установках и поведении, нормализовать ситуацию. В этих случаях заключение как письменный документ, с которым бы специалисты ООП проделывали дальнейшую работу, теряет свою актуальность. Если же психолог дает заключение в письменной форме, оно должно соответствовать запросу, то есть содержать ответы на поставленные вопросы.

В случае подготовки заключения по результатам судебной психологической экспертизы надо помнить о строгой регламентации письменной формы и структуры этого документа. Структура заключения регламентирована ст. 86 ГПК «Заключение эксперта» и ст. 25 ФЗ № 73 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Деятельность, выходящая за рамки обследования

После направления заключения в соответствующий орган работа психолога может быть окончена.

При взаимодействии с ООП психолог может быть приглашен на попечительский совет по разбору конфликтной ситуации, связанной с соблюдением прав ребенка, а также привлечен к дальнейшему психологическому сопровождению ребенка и его законных представителей: разработке рекомендаций по оптимизации отношений «ребенок-взрослый», организации коррекционно-развивающей работы. Участники исследования от ООП могут самостоятельно обращаться к психологу уже после окончания отношений с ООП, а могут получить это в качестве рекомендаций.

Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу. Согласно ст. 17 ФЗ № 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний ».

Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.

Развод — это огромнейший стресс, как для супругов, так и для их детей. Довольно часто в связи с собственными переживаниями родители не уделяют нужного внимания психологическому состоянию своего ребенка и недооценивают масштабы возможных последствий такого поведения. Для того чтобы развод родителей прошел наименее болезненно для ребенка необходимо как следует подготовиться, а супругам даже при таких обстоятельствах — научиться договариваться между собой и контролировать накал эмоций.

Ребенок в ситуации развода

В редких случаях развод родителей может пойти на пользу ребенку. Это те ситуации, когда дети ежедневно переживают стресс из-за бесконечной ругани родителей и раздельное проживание не вызывает негативных последствий, а даже — наоборот. Но таких ситуаций единицы, подавляющее большинство детей переживают тяжелую психологическую травму. В один момент маленький член семьи понимает, что больше никогда не будет как раньше, а это всегда трагедия, связанная с разрушением его мира. Научно доказано, что детские переживания и волнения на этой почве могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка и оказать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем.

Как сказать ребенку о разводе?

Многие родители выбирают неверную стратегию, пытаясь всячески оттянуть разговор или вообще умолчать о разводе. Боясь подвергнуть ребенка стрессу, эта позиция в будущем может сыграть злую шутку, ведь если он узнает об этом от посторонних людей, которые могут при этом не особо подбирать выражения, к травме прибавится подрыв авторитета родителей, отторжение и ощущение предательства. Потому, если окончательное решение принято, поговорить с ребенком нужно обязательно и незамедлительно.

Хорошо бы супругам собраться вместе и сообщить о решении обоюдно, но правда в том, что этот период всегда сопровождается переизбытком трудно контролируемых негативных эмоций, потому лучше, если беседу проведет родитель, с которым ребенок останется жить. Этот сложный разговор желательно начинать после хорошо совместно проведенного времени, когда обстановка наиболее благоприятна и спокойна. Необходимо выбрать уединенное место, где никто не сможет отвлечь. Ребенку следует сообщить, что мама с папой больше не будут жить вместе, но он будет видеться со вторым родителем, когда пожелает. Если вопроса «почему?» не последовало не нужно объяснять причину, но если он прозвучал, в независимости от реальных причин нельзя обвинять второго родителя, родственников или самого ребенка.

Как дети переживают развод родителей

Ощущения ребенка зависят не только от подхода и выбранной тактики, но и от возраста и пола:

  • с полугодовалого возраста дети могут демонстрировать резкие перепады настроения в связи с отсутствием одного из родителей;
  • от 3-х до 6-ти лет развод вызывает тяжелое эмоциональное потрясение, и дети часто считают себя виновными в произошедшем;
  • в возрасте 6 - 9 лет потеря одного из родителей может вызвать затяжную депрессию в виде растерянности, чувства беззащитности, постоянной тревоги и нервозного поведения. Еще этот период может сопровождаться отставанием в обучении, провокациями, обманами и агрессивным отношением к одному или к обоим родителям;
  • девочки 9 - 10 лет теряют доверие к родителям и больше общаются с друзьями, а мальчики становятся неуверенными в себе и стараются наладить более близкие отношения с отцом;
  • 11-16 лет для девочек период излишней критики к матери в виде необоснованных упреков и обвинении во всем случившимся. Мальчики же в этом возрасте больше отдаляются от отца и привязываются к матери настолько, что появление нового партнера у мамы вызывает шквал эмоций, гнева и ревности.

Дети после развода родителей

Чтобы период адаптации после развода родителей прошел более легко нужно постараться следовать данным рекомендациям:

  • сохранить стабильность и режим привычной жизни (насколько это возможно). Крайне не рекомендовано в этот период менять сад, школу, прекращать посещение кружков или секций. Необходимо следить за выполнением всех домашних обязанностей и не упускать ненадлежащего поведения. К примеру, если отец всегда куда-то завозил малыша (на тренировку, в поликлинику и т. д.), то так должно оставаться и в будущем. Ребенок должен чувствовать, что его жизнь в целом не изменилась, только с одним из родителей он теперь видится немного реже;
  • оградить ребенка от негатива, вызванного разводом. Дети не должны становится заложниками и жертвами ситуации, потому их глаза и уши нужно защищать от критики и других аспектов постбракоразводного процесса;
  • спокойно отвечать на заданные ребенком вопросы без посвящения в излишние детали. К примеру, на вопрос будет ли папа дальше с нами жить не стоит говорить, что у него теперь другая тетя, и он больше не любит маму, потому мы теперь порознь. Следует сказать, что отец будет жить отдельно, но он тебя по-прежнему любит, ты можешь звонить и встречаться с ним, когда захочешь.

Психологическая помощь родителям при разводе

Мало знать как необходимо себя вести, нужно еще и научиться соблюдать эти правила, контролировать эмоции, дабы не навредить своей крохе. Развод никогда не проходит спокойно и уравновешенно, потому самым верным решением будет обратиться к специалисту. Психолог вместе с вами подскажет модель поведения для каждой индивидуальной ситуации и поможет пережить развод менее болезненно как родителям, так и их детям.

Не навреди! Действия родителей, усиливающие негативные чувства ребенка.

Ребенок в семейном треугольнике - самое незащищенное звено во время развода. Ссоры в присутствии ребенка, открытые выяснения отношений, втягивание его в конфликт («ты такой, как твой папа...», «весь в мать...», «пусть тебе твоя мать / отец... (то) делает...»), вымещение на ней своих чувств (недовольство, агрессии) - подобное поведение со стороны родителей усиливает негативные переживания детей до глубоких депрессивных проявлений с мыслями о смерти.
В борьбе супругов после развода ребенок часто становится яблоком раздора, разделить которое оказывается не так-то легко. Он может стать «разменной» монетой: в обмен на встречи с ребенком один из родителей пытается получить что то для себя (документы на имущество, алименты, свободу и т.д.). В этом случае нарушается или не выполняются вообще режим встреч с ребенком, ребенок подвергается шантажу, запугиванию, давлению.

Также ребенок может испытывать конфликт привязанности не только к родителям, но и к другим членам семьи: бабушкам, дедушкам, теть, дядь, кумовьев, двоюродных братьев и сестер. Все они могут находится в состоянии войны между собой, главный приз в которой - мнение ребенка о том, кто прав, а кто виноват во время развода. Важно, чтобы в числе этих многочисленных кланов нашелся хоть кто, кто может поддержать ребенка, не выискивая «правды».

Когда мир, в котором ты жил, начинает разрушаться, должна оставаться хотя бы одна точка опоры, чтобы его можно было отстроить вновь. Вот столбы, на которых можно сохранить «мир ребенка»:
  • Дети ждут стабильности. Одним из условий, что поможет ребенку преодолеть стресс, который она переживает во время развода, является сохранение режима привычной жизни. Это особенно важно для дошкольников и малышей! Не стоит без особой необходимости изменять детский сад или школу, прекращать посещение кружков и секций. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать и выполнял свои домашние обязанности. Не прощайте ему ненадлежащего поведения, капризов. Старайтесь применять дисциплинарные меры спокойным тоном, чтобы у ребенка не возникало ощущения, что вы вымещаете злость на ней. Порядок и режим укрепляют у ребенка чувство безопасности.
  • Старайтесь уделять ребенку больше времени, чем обычно. Время, что ребенок проводит с папой или с мамой, должно быть сохранено и даже, по возможности, увеличено. Лучшим вариантом будет, если мама и папа сразу после развода договорятся о регулярном распределение обязанностей в уходе за ребенком. Если папа регулярно возит ребенка в поликлинику, сад, школу или кружок, а каждые выходные они с ребенком идут в театр или музей, тогда ребенок чувствует: независимо от того, что мама с папой не живут вместе, они оба рядом с ней. В этой ситуации ему гораздо легче переживать разрыв родителей. Вот как один мальчик сказал по поводу своей ситуации, наконец после долгих споров между разведенными родителями, наладилась: «Я сейчас нормально себя чувствую, потому что все в порядке. Я общаюсь и с мамой, и с папой. И я не жду ни того, ни другого: я точно знаю, что я в пятницу увижусь с мамой, а в понедельник меня заберет папа. И пока все нормально, я спокоен. Я за них не волнуюсь ». Понятность, прогнозируемость и определенность - вот что помогает пережить и взрослому, и ребенку даже тяжелый стресс.
  • Защитите уши и глаза ребенка от вашего отношения к ситуации и к мужу. Дети нуждаются обоих родителях. Нельзя заставлять ребенка выбирать одного и отвергать другого. Ребенок непременно почувствует ваше желание настроить ее против другого родителя. Конечно, трудно удержаться от критики своей неспособной половины, но не стоит впутывать в это ребенка, решать взрослые проблемы - дело взрослых, а не детей! Ребенок - это продолжение и мамы, и папы, она ассоциирует часть себя с папой, а часть - с мамой. Когда один родитель критикует или ругает другого, ребенок может почувствовать себя неполноценным бездарностью или никому не нужной.
  • Не уклоняйтесь от вопросов ребенка: отвечайте на них спокойно и нейтрально, кратко и без посвящения его в подробности (например А папа будет с нами жить? - Нет, папа теперь будет жить в другой квартире, но это не значит, что ты НЕ будешь его видеть. ты сможешь с ним видеться в такие-то дни, но если захочешь, ты всегда можешь позвонить ему или прийти в гости).
  • Никто не виноват. Рассказывая ребенку о разводе, скажите, что это было ваше общее решение, что в этом никто не виноват, так бывает. Или жалеете вы об этих отношениях? - Нет, потому что у них были не только плохие моменты, но и много хорошего; радостная и светлое событие этого периода - это рождение ее, ребенка. Если вам тяжело все это говорить своему ребенку - значит именно вы тот, кому первому нужна помощь психолога! Не ухудшает ситуацию и не доводите свои эмоции до пика!
  • Развейте страхи ребенка о том, что он останется одна или без внимания второго родителя. Детей пугает неизвестность, поэтому четкая картинка того, что произойдет после страшного события «развод», поможет сделать его менее пугающим и облегчит эмоциональную реакцию.
  • Маленький свидетель. Если ребенок уже то понимает и неоднократно была свидетелем конфликтов между мамой и папой, он уже ничего знает об этой ситуации и интерпретирует. Попробуйте узнать, что именно он думает, чего боится и на вопросы требует ответа. Поговорите с ним об этом. Лучше начать разговор с вопроса ребенка, например, когда он спросит: «а папа пойдет от нас?» Ответ: ты волнуешься из за этого? Сделайте паузу. Далее можете изложить ситуацию, как вы ее видите. Чем проще и короче, тем лучше, например, «Мы с папой решили жить отдельно, но он останется твоим папой навсегда, он будет приходить к нам, даже если не будет жить с нами. А я всегда буду твоей мамой и буду с тобой ». У ребенка нужно сохранять и укреплять чувство безопасности, она должна верить: все будет хорошо, и, несмотря на то, что папа будет приходить редко, он все равно есть! То, что отец оставляет семью, для ребенка подобно неисправимому. И это горе. А любое горе надо «перегоревать», приспособиться к новым условиям и жить дальше.
  • С кем ребенку разделить свои переживания. Дети, часто оберегая своих родителей, или наоборот, злясь на них, пытаются скрывать свои чувства. Ребенку нужен некто, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и которая будет беспристрастно относиться к происходящему, не останется настраивать ребенка против одного из родителей или пытаться донести до нее «всю правду». Если это невозможно, обратитесь к психологу. Если ваш ребенок не соглашается, сходите сами, сходите вместе с ней. Отрицание существования проблемы не решает ее. Тревожными признаками в поведении ребенка следующее: ребенок протестует, скрывает свои чувства или наоборот ярко их проявляет, она тихая, вялая и незаметна. Все это поводы для того, чтобы обратиться к психологу.
  • Детям старшего возраста, кроме всего прочего, может быть важна поддержка сверстник, не ограничивайте их в этом. Активную социальную жизнь поможет отвлечься от неприятных мыслей, повысит самооценку и не даст замкнуться в себе, но учтите, что не всем детям может подойти этот путь.

Если после всех ваших усилий ребенок все же гневается, плачет или обвиняет вас - не расстраивайтесь но не оправдывайтесь. Позвольте ребенку испытывать такие чувства - они естественны, скажите, что вам жалко и хотелось бы, чтобы с ней, ребенком, такого не произошло, но так уж случилось.

Перемирие: больше не супруги, но, как и раньше, - родители!

В большинстве ситуаций при разводе страдает больше доверие. Бывший супруг в глазах другого чаще выдается эгоистичным, злым и опасным человеком. И если это так, то какая же любящая мать, или какой любящий отец отдадут любимого ребенка «тирану» или «ведьме»? Именно подорвано доверие и желание восстановить справедливость подталкивает супругов к баталий. Однако, в этих битвах нет победителя, есть лишь иллюзия победы. Победить в первую очередь надо себя и свои разрушительные мысли. Чтобы восстановить мир и жить дальше, нужно сделать шаг навстречу. Этим шагом может стать совместная ответственность за развод. Распределение ответственности и способность к диалогу после переживания боли и гнева поможет вашим детям вновь обрести мир и преодолеть собственную боль. Мир, где мама и папа не враги, снова становится целостным.

Ниже приведены критерии здоровых отношений после развода, которые помогут не только оценить насколько вам удалось наладить жизнь по-новому, но и увидеть направления, в которых все еще необходимо работать. Поставьте галочки напротив тех пунктов, с которыми согласны. Мир в вашем сердце и в вашей душе наступит, когда вы сможете согласиться со всеми пятью пунктами. Если вам все еще трудно, обратитесь за помощью к специалисту.

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

С появлением малыша в семье его окружают заботой мама и бабушка. Папа при этом как бы отодвигается на второй план.

Зачастую отцу сложнее общаться с грудным ребенком, который еще совсем беспомощный. Тем более современные папы чаще всего много времени проводят на работе. Однако для воспитания малыша важно присутствие обоих родителей.

Это связано с определенными психологическими потребностями ребенка.

Малыш беззащитен перед внешним миром, это часто является причиной неврозов. Наличие отца повышает его статус среди сверстников. Дети часто хвастаются профессией своего отца, его силой, да и вообще тем, что он есть. Чем больше любви малыш получит от отца, тем дружелюбнее он будет по отношению к людям.

Существует мнение, что дети стремятся к абсолютной свободе и при этом совсем не знают, как с ней обращаться. Это не верно, на самом деле они нуждаются в заботливом близком человеке, который бы смог ограничить эту свободу и взял ответственность на себя.

У детей постоянно есть потребность в образцах мужественного и женственного поведения. Если этого нет, то вскоре можно заметить, что ребёнок боится других детей, у которых есть перед глазами пример поведения.

Развод родителей не всегда лишает отца возможности общаться с сыном или дочерью. Бывает даже так, что находясь на расстоянии, отец по-другому оценивает свои чувства и при встрече с ребенком дает ему еще больше эмоционального тепла и дружественного участия.

Советы отцу.

Необходимо планировать встречу с ребенком заранее, проявлять максимальную заинтересованность к его чувствам и делам.

Очень важно не баловать детей, потакая любым прихотям. Следует сразу решить вопрос карманных расходов.

Если у вас появилась новая семья, то демонстрировать теплые отношения к супруге при детях недопустимо.

Если отец стал навещать малыша очень редко, то есть смысл исключить свидания. Дело в том, что ребенок по-своему любит папу и нуждается в стабильных отношениях с ним.

Если отец забывает о договоренных встречах со своим чадом или даже не поздравляет с днем рождения, то ребенок подумает, что папа его больше не любит. Малыш начнет винить в этом себя, это очень ранит ребенка и может вызвать психологическое отклонение.

Дети и развод родителей как правильно себя вести супругам

  • супруги не «делят» детей, каждый из них хочет общаться с детьми и делает это столько, сколько хочет;
  • присутствует взаимное уважение: каждый из супругов в общении с детьми и другими родственниками готов говорить о другом хорошо («я хороший, папа хороший, но мы не подошли друг другу»);
  • каждый из супругов охотно вспоминает о приятных моментах прошлых супружеских отношений;
  • каждый из бывших супругов берет на себя часть ответственности за то, что не сложилось, отдавая часть другому;
  • каждый из них чувствует, что он мог бы создать новую семью

Цель: при помощи различных методик провести диагностику состояния ребенка при разводе родителей.

1. Отобрать методики

2. Провести данные методики на ребенке

3. Проанализировать полученные результаты

Объект: ребенок младшего школьного возраста

Предмет: методики, направленные на определение уровня тревожности, тест на самооценку и уровень притязаний.

В исследовании приняла участие одна семья в состоянии развода. В семье три человека, это: отец Кирилл, мать Анастасия и сын Паша. Паше недавно исполнилось 6 лет. Я предложила Паше пройти несколько тестов, (я взяла Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и Методику Спилбергера-Ханина) и на основе их понять внутреннее состояние ребенка.

Методики исследования

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования:

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -- наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой -- 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина -- едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально -- с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10--12 мин.

Методика Спилбергера-Ханина

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и поставьте букву напротив каждого суждения в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Варианты ответов:

A. Никогда

B. Почти никогда

D. Почти всегда

Суждения:

1. Я спокоен

2. Мне ничто не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я внутренне скован

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я ощущаю душевный покой

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

17. Я озабочен

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

19. Мне радостно

20. Мне приятно

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Варианты ответов:

A. Никогда

B. Почти никогда

D. Почти всегда

Суждения:

1. У меня бывает приподнятое настроение

2. Я бываю раздражительным

3. Я легко расстраиваюсь

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

6. Я чувствую прилив сил и желание работать

7. Я спокоен, хладнокровен и собран

8. Меня тревожат возможные трудности

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

10. Я бываю вполне счастлив

11. Я все принимаю близко к сердцу

12. Мне не хватает уверенности в себе

13. Я чувствую себя беззащитным

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У меня бывает хандра

16. Я бываю доволен

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником

19. Я уравновешенный человек

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

При помощи этого теста вы сможете определить, на что именно похож больше ваш брак – на темный тупик или же простое дружелюбное сосуществование. Возможно, вам уже пора изучать Гражданский кодекс на предмет того, каким образом происходит расторжение брака или, возможно, на данный момент вполне достаточно будет просто обратиться к семейному психологу.

Не забывайте о том, что безупречных браков не существует, но в некоторых создаются такие ситуации, когда еще не поздно заняться своими ошибками и вернуть в семью близость и взаимопонимание. При помощи нашего теста вы сможете понять, насколько крепкими являются ваши отношения, но для того, чтобы в конечном итоге действительно получить достоверный результат, всегда старайтесь отвечать только искренне и честно, а не пытаться выдавать желаемое за реальность. Данный тест предлагает вам представить себя в нескольких ситуациях, в которых вы могли даже никогда не бывать, но вам нужно предельно ясно представить, что на данный момент с вами это происходит, и понять, каким образом вы бы поступили в подобной обстановке. Старайтесь выбирать такой вариант поведения, который ближе всех к тому, каким образом могли бы поступить вы или ваш супруг.

Пройти онлайн тест на развод

    1. Считаете ли вы, что с некоторых пор работа захватывает вас все больше и больше?

    2. Часто ли в вашей семье возникают ссоры и споры по поводу воспитания детей?

    3. Не кажется ли вам, что вы стали чаще пользоваться успокоительными средствами?

    4. Вызывают ли у вас раздражение постоянные жалобы партнера на плохие сон, аппетит, самочувствие и так далее?

    5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда вам определенно нечего сказать друг другу?

    6. Считаете ли вы возможным сочетание интенсивного и плодотворного труда с легкостью общения в семье?

    7. Согласны ли вы с тем, что равноправие женщин и мужчин – дикое измышление феминисток-суфражисток?

    8. Не кажется ли вам, что институт семьи и брака предполагает полную загруженность домашними делами исключительно женской половины и только частичную занятость – мужской?

    9. Предпочитаете ли вы смотреть телевизор вечером, во время ужина?

    10. Вы твердо уверены в том, что ваш партнер бездумно балует ребенка и потворствует ему во всем?

    11. Не кажется ли вам, что внутрисемейный климат значит для вас столько же, сколько и успехи на службе?

    12. Не потеряли ли для вас прелесть и ощущение новизны сексуальные отношения с партнером?

    13. Вы уверены в том, что в хорошей семье не должно быть конфликтов?

    14. Не кажется ли вам, что после каждой ссоры пропасть между вами становится все глубже?

    15. Существует ли чудодейственный рецепт семейного счастья?

    16. Согласны ли вы с утверждением, что любовь – это постоянная борьба?

    17. Вы убеждены в том, что вкладываете душу в супружеские отношения и делаете все от вас зависящее, чтобы они стали еще прочнее?

    18. Обратитесь ли вы к психологу, если заметите, что с некоторых пор отдаляетесь друг от друга все дальше и дальше?

    19. Согласны ли вы с тем, что супружество – это умение не только говорить, но и слушать?

    20. Согласны ли вы с тем, что лучше вовремя развестись, чем влачить нудное сосуществование под одной крышей с нелюбимым человеком?

    21. Согласны ли вы с тем, что хотя бы месяц в году супругам лучше проводить раздельно?

    22. Вы с легкостью передоверяете ведение материальных дел семьи партнеру?

    23. Если ребенок ушел гулять, а вы остались дома одни, часто ли вы проводите время в молчании?

    24. Вы с удовольствием смеетесь над неоднократно слышанным анекдотом в дружеской компании?

    25. Вас по-прежнему волнуют милые любовные игры?

    26. Не кажется ли вам, что ваши отношения улучшаются после долгого отсутствия одного из супругов, например, в командировке?

    27. Умеете ли вы избегать тем, которые заведомо неинтересны или раздражают вашего партнера?

    28. Вы испытываете к своему партнеру скорее родительские чувства, чем супружеские?

    29. Ваш партнер – скорее «кошелек» и гарантия определенного жизненного уровня, чем «подушка», на которой можно всласть выплакаться и отдохнуть?

    30. Вы всегда замечаете и цените усилия партнера, направленные на сохранение брачного союза?

    31. Не кажется ли вам, что с некоторых пор вы стали уделять больше внимания своему внешнему виду?

    32. Стараетесь ли вы не вспоминать прошлых переживаний и волнений?

    33. Не кажется ли вам, что ваша жена не должна ходить на работу?

    39. Согласны ли вы с тем, что бывают удачные браки, но никогда – чудесные?

    40. Вы убеждены в том, что лучше и не пытаться заранее планировать что-либо из-за безалаберности вашего партнера?

    Стабильность вашего брака оценивается как высокая. Вы отлично подходите друг к другу и вашему согласию в семье можно только позавидовать. Молодцы, продолжайте в том же духе!

    Ваш брак переживает кризис. Это совершенно не значит, что вы друг другу не подходите. Однако перед вами стоит ряд важных проблем, требующих совместного разрешения.

    Стабильность вашего брака оценивается как очень низкая. Вас уже давно и серьёзно не устраивает супруг(а) и от прежнего взаимопонимания не осталось и следа. Пора предпринимать решительные шаги.

    У вас крайне высока вероятность развода. Вам уже давно некомфортно друг с другом. Понимание и взаимоуважение — это не про вас. Кстати, почему вы до сих пор вместе?