Первый слой лака. Как покрыть паркет лаком

Лакируют древесину различными лаками. Основными считаются спиртовые , масляные , нитро и полиэфирные лаки . Лакированные детали выглядят несколько хуже полированных или вощеных. При лакировании, кроме всех подготовительных работ, осуществляемых при полировании, добавляется еще и процесс грунтования.

Специальные составы для грунтования втирают в сухую подготовленную поверхность детали тампоном.

Грунтовки по консистенции разделяются на жидкие и густые, первые применяются для грунтования микропористых пород древесины, вторые - для крупнопористых.

В таблице приведены рецепты наиболее часто встречающихся грунтовок и грунтовочных паст.

Наименование грунтовки Состав в массовых частях Способ приготовления Назначение
Шеллачная грунтовка Борный шеллак - 30, спирт-сырец - 15 Растворить шеллак в теплом спирте Грунт под шеллачный и спиртовой лак
Канифольная грунтовка Сосновая канифоль - 30, спирт-сырец - 15 Растворить канифоль в теплом спирте Грунт под шеллачный и идитоловый лак
Олифа Олифа натуральная Грунт под масляные лаки
Паста масляно-канифольная Олифа - 8, канифоль - 12, скипидар - 25, сиккатив - 1.5, тальк - 40 Канифоль растворить в скипидаре, ввести сиккатив и олифу, затем наполнитель Грунт под масляные лаки для крупнопористых пород древесины
Паста канифольно-казеиновая Канифоль - 6, скипидар - 15, казеин - 5, вода - 25 Приготовить казеиновый клей, разогреть его до 50°С и влить в него раствор канифоли в скипидаре Грунт под масляные и спиртовые лаки для крупнопористых пород древесины
Нитрогрунтовка Целлюлоза - 15, растворитель № 646-30, касторовое масло - 0.5 Растворить целлюлозу в растворителе, добавить касторовое масло и тщательно перемешать Грунт под нитролаки
Паста нитропеллюлозная Нитролак- 7, растворитель № 646-7, дибутил-фголат - 3, скипидар - 12, тальк (или мел) - 20 В тальк (мел) вливается нитролак и все перемешивается, добавляется все остальное и еще раз перемешивается Грунт под нитролаки для крупнопористых пород древесины

Для дополнительного подкрашивания древесины можно добавлять пигменты соответствующих цветов непосредственно в грунтовку.

Лакирование спиртовыми лаками

Процесс лакирования производится тампоном (изготовленным так же, как и при полировании), внутрь которого наливается спиртовой лак. Лучшим лаком считается шеллачный.

Лак наносят на подготовленную поверхность детали вдоль волокон древесины, без потеков и равномерно по всей поверхности. Время высыхания первого слоя 3-4 ч, после чего его шлифуют шкуркой № 12 без нажима. Пыль с поверхности детали удаляют влажной тряпкой или губкой. Высохший первый слой покрывают вторым слоем, разжиженным лаком (содержание шеллака около 12%). Второй слой также сохнет 3-4 ч, затем его шлифуют пемзовым порошком с водой (влажную льняную ветошь припудривают пемзовым порошком) Шлифовать следует легкими круговыми движениями без нажима, чтобы не сошлифовать лак. Удалив пыль, деталь покрывают третьим слоем лака (консистенция которого такая же, как и при нанесении второго слоя), затем деталь сушится в течение суток.

Полировка (окончательный процесс) производится льняным тампоном, увлажненным керосином и припудренным пастой ГОИ. Окончательно деталь протирается чистой ветошью.

С помощью шеллачного лака можно качественно отлакировать древесину хвойных пород. Ее шлифуют, обессмоливают и покрывают тонким слоем столярного клея. После полного высыхания клея поверхность древесины покрывают 5-6 слоями шеллачного лака. Время высыхания каждого слоя лака 3-5 ч, последнего - 1 сутки.

Шлифовальный брусок с зажимами

Высушенную поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном, пастой ГОИ с подсолнечным маслом. После полировки масло удаляют тампоном, смоченным спиртом.

Лакирование масляными лаками.

Лакирование масляными лаками мало чем отличается от лакирования спиртовыми. Срок сушки каждого слоя масляного лака увеличивается до 2 суток. Лак в этом случае наносят щетинной кистью равномерно, без потеков.

После высыхания первый слой лака шлифуют шкуркой № 16 с легким нажимом вдоль волокон древесины. Пыль с поверхности удаляют ветошью и затем наносят второй слой лака. Высохший второй слой шлифуют пемзовым порошком, нанесенным на слегка увлажненный фетр или суконку. Пыль после шлифования удаляют и поверхность протирают чистой мягкой ветошью.

Третий слой лака наносится и шлифуется так же, как второй. Высушенную поверхность располировывают (разравнивают) тампоном из льняной простиранной ткани, смоченной спиртом. На тампон наносят несколько капель подсолнечного или льняного масла.

Располировка производится плавными круговыми движениями так, чтобы каждый последующий слой лака немного перекрывал предыдущий. Операция располировки повторяется 2-3 раза. Следы масла после последней располировки удаляют мягкой чистой ветошью.

Лакирование нитролаками.

При лакировании деталей из древесины нитролаками особое внимание необходимо обратить на сушку деталей, так как на недостаточно высушенной поверхности нитролаки очень плохо держатся.

В продаже имеются нитролаки марок: НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224 (прозрачные), НЦ-218 (прозрачный темный), НЦ-243 (непрозрачный) и др. Лучшим из них является нитролак НЦ-222. Лаковое покрытие, полученное после нанесения нитролака НЦ-222, обладает высокой твердостью, хорошо шлифуется и полируется.

В помешении, где производится лакирование, температура должна быть не ниже 18-20°С, помещение должно проветриваться.

Лак наносится на обрабатываемую поверхность пульверизатором равномерным слоем, без пропусков и потеков Каждый последующий слой лака следует наносить в направлении, перпендикулярном предыдущему. Сохнет каждый слой около часа.

Первый, второй и третий слои лака после сушки шлифуются шкуркой № 20-16 с небольшим нажимом. После нанесения четвертого слоя лака деталь просушивается в течение суток и затем шлифуется шкуркой № 12, при этом поверхность обрабатываемой детали слегка увлажняют керосином или бензином. Отшлифованную таким образом деталь насухо протирают мягкой ветошью.

Наиболее ответственной и точной операцией в процессе лакирования является располировка. Располировка (выравнивание поверхности) производится тампоном из льняной стираной ткани, смоченным небольшим количеством смеси спирта-ректификата и растворителя № 646 (взятых в пропорции 1:1).

Для получения лаковой пленки повышенного качества ее покрывают (тампоном) двумя слоями шеллачной политуры (концетрация 6-8%). Высыхание шеллачного покрытия длится двое суток, после чего поверхность обезжиривается спиртом-ректификатом.

Еще один способ лакирования нитролаками. Поверхность древесины подготавливают обычным способом. На чистую и сухую поверхность пульверизатором наносится бесцветный нитролак (например, нитролак НЦ-222). Вязкость первых слоев нитролака должна быть снижена, т.е. купленный в магазине нитролак разбавляется 10-15% растворителя. Вначале на поверхность древесины наносят 4-5 слоев нитролака; время сушки между слоями 10- 15 мин при температуре 30°С (при 18-20°С время сушки увеличивается до 30 мин).

Следующие два слоя наносят нитролаком, разбавленным 8-10% растворителя, и еще один слой - нитролаком, разбавленным 6-8% растворителя. Время сушки между слоями такое же, как и при покрытии первыми слоями. Окончательная сушка - 2 суток при температуре 18-20°С.

Высушенная поверхность шлифуется абразивной шкуркой № 16-12 с уайт-спиритом. затем зерно шкурки постепенно уменьшается до № 6.

Протертая после шлифования поверхность покрывается еще двумя слоями нитролака. Время сушки между слоями 30 мин, после второго слоя - сутки.

Далее поверхность полируется пастой ГОИ, нанесенной на шлифовальный брусок с сукном, суконка инструмента смачивается уайт-спиритом. Затем поверхность протирается ватным тампоном, смоченным полировочной водой. Протирка идет кругообразными движениями до получения зеркальной поверхности. После этой операции поверхность протирают сухим ватным тампоном.

Лакирование полиэфирными лаками.

Полиэфирные лаки представляют собой бесцветные пластмассы, очень крепкие и хорошо сцепляющиеся с древесиной.

Умельцы обычно применяют полиэфирные лаки холодного отверждения - многокомпонентные составы, которые смешиваются непосредственно перед употреблением (жизнеспособность лаков до 16 ч, время полного отверждения не более 24 ч).

Преимущества полиэфирных лаков:

  • при нанесении одного слоя лака можно получить пленку толщиной до 0,4 мм за счет того, что слой лака не высыхает, а полимеризуется, не изменяя своей толщины (это говорит о том, что это пластмассы, а не лаки);
  • пленка лака зеркальная, прозрачная и бесцветная (очень похожа на полированную поверхность);
  • высокая стойкость пленки к действию многих химических веществ, солнечного света, температур, истирания;
  • простота и скорость обработки;
  • пониженная горючесть пленки.

Технология работы с полиэфирными лаками холодного отверждения следующая. Смешивают компоненты лака в пропорциях, указанных на этикетке. Лак наносят методом полива или распыления на горизонтальную плоскость. Края плоскости обклеивают липкой лентой, чтобы она слегка выступала выше плоскости и не давала бы лаку стекать с плоскости. После затвердевания лака липкую ленту удаляют.

Покрытую полиэфирным лаком поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном с применением пасты ГОИ и растительного масла. После полирования масло удаляют тампоном, смоченным спиртом. Поверхность протирают сухим и чистым ватным тампоном.

Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько важных функций, как защитных, так и декоративных. От качества нанесения лака в огромной степени зависит и общее представление о проведенном ремонте. Ведь у одного маляра лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, как зеркало, а у другого торчит «апельсиновой коркой». В общем, это тот слой, в котором может отражаться как профессионализм, так и неопытность маляра.

Сегодня вы узнаете

Его величество — лак

К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой механической прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен быть стойким к различным химическим веществам и к атмосферным воздействиям, иметь высокую прозрачность и отменный блеск.

Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? Поможет нам в этом разобраться один интересный эксперимент, описанный в учебнике Р. Поля «Оптика и атомная физика».

Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом.

При этом происходили интересные вещи: в одном положении через петли сетки были видны тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого наблюдателю казалось, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В ином положении через петли стала видна незатененная часть бумаги и субъективно это воспринималось как яркий блеск поверхности.

Получается, что блеск — это только «видимость», а не физическое свойство поверхности предмета! Такой вот неожиданный вывод был сделан из этого эксперимента.

Описанный эксперимент как нельзя лучше нам демонстрирует, насколько велико влияние субъективных факторов при оценке качества работы маляра. Субъективными пристрастиями также объясняется и различная оценка малярами характеристик одного и того же лака, и наличие множества диаметрально противоположных точек зрения относительно тех или иных продуктов.

Например, одни маляры нахваливают жидкие лаки, приводя в аргумент их хорошую растекаемость и неприхотливость к условиям. Другие предпочитают густые, позволяющие наносить более толстые слои и достигать нужной толщины покрытия при меньшем количестве проходов. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу бессмысленно.

Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков (как говорится, на все случаи жизни), которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.

И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта под условия ремонтного предприятия и даже под индивидуальные навыки и привычки того или иного маляра.

Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и окраски небольших поверхностей при дефиците времени. Долго сохнущие используются для покрытия панельных поверхностей большой площади либо перекраски всей машины, а также при работе в жару. Лаки повышенной твердости наилучшим образом подходят для окраски частей машины, больше других подверженных механическим воздействиям при эксплуатации — передних крыльев, капотов, бамперов. Керамические лаки — для окраски дорогих элитных автомобилей. И так далее.

Нужно понимать, что каждый из этих продуктов обладает своим специфическим набором характеристик, которые дадут положительный эффект только в случае его правильного использования.

На этом закончим, наконец, это длинное введение, и перейдем ближе к делу.

Прежде чем начинать процесс лакировки паркета, следует самым тщательным образом изучить рекомендации изготовителя лака и сопроводительную техническую документацию, обратить внимание на ограничения по применению лака и сроки его годности.

Если во время нанесения лакового покрытия обнаружатся явные дефекты, связанные с качеством лака, следует приостановить работу и проконсультироваться с изготовителем или продавцом. Наносить лак следует в строгом соответствии с рекомендациями изготовителя. Приступать к нанесению лака нужно сразу же после окончания шлифовки паркета.

Существуют различные способы нанесения лака: ручное нанесение - тампоном, кистью, шпателем, валиком, и механическое безвоздушное распыление краскопультом. Шпателем в основном наносят только грунтовочный слой или первый слой лака. Следующие слои наносят кистью или валиком. Если лак наносят шпателем, то направления проходов должны быть перпендикулярны один к другому. Это означает, что если первый проход был вдоль комнаты, то второй должен быть поперек. Мазки шпателем обычно делаются S-образными движениями, от этого лаковое покрытие получается более прочным и происходит маскировка стыков соседних участков. Поскольку впитывание лака в древесину при таком способе нанесения незначительно, древесина приобретает светлый тон. Кисть для нанесения лака должна быть широкой. Мазки кистью обычно делаются в форме U-образных движений. Благодаря этому достигается перекрытие соседнего участка и не образуется утолщений лакового слоя. Одним движением наносят лак на участок такой величины, чтобы кисть контактировала с краем участка со свеженанесенным лаком.

После работы с двухкомпонентными лаками кисть необходимо обязательно промыть растворителем, чтобы остатки лака на кисти не затвердели. Во время перерыва при работе с однокомпонентными лаками кисть можно держать в емкости с лаком. При длительных перерывах в работе или транспортировке эту емкость следует закрывать.

Если лак наносят при помощи валика, направления движений при работе должны быть ориентированы крестообразно. При движении поперек лак наносится, при движении вдоль - разравнивается. При разравнивании валик должен совершать только возвратно-поступательные движения. После этого валик поднимают, смещают примерно на 3/4 его ширины, и цикл возвратно-поступательных движений повторяют. Вблизи стен скорость нанесения лака следует снижать, чтобы случайно валиком не коснуться стены. При нанесении лака валиком нельзя делать М-образных движений, это может вызвать появление тенеобразных утолщений на покрытой лаком поверхности. Если валик в течение длительного времени находился в емкости с лаком, то перед возобновлением работ его нужно хорошо раскатать, иначе возможно каплеобразование при нанесении лака.

В соответствии с международными нормами DIN приемка поверхности лаковой пленки производится с высоты человеческого роста сверху вниз при рассеянном свете. При этом нельзя становиться на колени и использовать при оценке качества искусственные источники освещения (подсветку).

Около 30% всех претензий к готовым паркетным полам составляют претензии к лакировке. Часто случается так, что заказчик предъявляет завышенные требования к лаковому покрытию, ожидая промышленного “мебельного” качества. При этом не учитывается, что лакировку выполняют вручную и порой в неблагоприятных условиях строительного объекта.

Несмотря на все усилия паркетчиков, не бывает помещения с абсолютным отсутствием пыли, чтобы мельчайшие пылинки не садились на свежее лаковое покрытие. Отдельные волоски от кисти или маленькие включения в лаковой пленке допустимы, этого невозможно избежать. Заказчику нужно знать, что это несущественные дефекты, на общую стойкость покрытия они не оказывают никакого влияния.

Разумеется, на существенные дефекты следует обращать внимание. Поверхность пола должна быть покрыта лаком равномерно. Однако требовать одинаковой толщины лакового слоя нельзя из-за различной впитывающей способности древесины. На лаковой пленке не должно быть больших шероховатостей, наплывов, отчетливых краев лаковых полос, пропущенных участков, покрытие должно иметь ровный блеск. Рассмотрим причины и способы предотвращения типичных дефектов лакировки.

1. Слой лака не сохнет

Возможные причины:

    природные масла, содержащиеся в древесине, препятствуют твердению лака, например, лак на основе искусственных масляных смол (уретаналкидный, алкидный) не сохнет на древесине некоторых экзотических пород (олива, тик, кам-ше);

    плохо отшлифована поверхность пола, остатки восковых мастик сохранились в старых напольных покрытиях и препятствуют твердению лакового слоя, например, это может случиться при использовании полиуретановых безводных, кислотных, уретаналкидных и алкидных лаков;

    отвердитель в двухкомпонентный лак добавлен в недостаточном количестве, не размешан или плохо размешан, либо вообще не внесен;

    слишком низкая температура в помещении (ниже 10°С);

    температура в помещении достаточно высокая, но поверхность пола холодная;

    недостаточный доступ свежего воздуха (отсутствие проветривания);

    неправильно подобран отвердитель, например, вместо кислотного отвердителя в лак добавлен отвердитель для полиуретанового лака.

Способы устранения.

Если задержки в твердении лака связаны с содержащимися в древесине веществами или слишком низкой температурой в помещении, то в большинстве случаев достаточно увеличить температуру до 20°С и усилить проветривание. Через некоторое время процесс твердения вновь активизируется и лак засохнет. Если был использован несоответствующий отвердитель или его внесли в недостаточном количестве, то в большинстве случаев приходится ошлифовывать нанесенное покрытие. В некоторых случаях при использовании кислотных лаков положение можно поправить, если на поверхность незастывшего лака нанести кистью чистый кислотный отвердитель. Но после такой операции необходимо заново отполировать лаковый слой.

2. Белесые наплывы

Причины:

    лак наносили слишком холодным;

    температура поверхности пола слишком низкая, влажность воздуха слишком высокая;

    общая влажность в помещении слишком высокая (новостройка).

Способы устранения.

Белесые наплывы указывают на то, что на свеженанесенном слое лака сконденсировалась влага из воздуха. В большинстве случаев помогает обработка белесых наплывов растворителем, после этого следует провести повторное покрытие лаком. Перед нанесением следующего слоя необходимо прогреть помещение и особенно важно повысить температуру поверхности пола.

3. Вспучивание лакового слоя

Причины:

    несовместимость разных слоев лака, например, на слой водно-дисперсионного лака нанесен лицевой слой двухкомпонентного полиуретанового лака;

    неправильно выбран разбавитель; инструмент для нанесения лака был пропитан очищающим препаратом и лак смешался с этим препаратом, или же плохо очищен инструмент;

    недостаточно тщательно проведено промежуточное шлифование.

Способы устранения.

При вспучивании на небольших участках пола их можно подшлифовать и нанести новый лаковый слой. При вспучивании всей поверхности пола исправить положение можно только путем полной сошлифовки нанесенного лакового покрытия.

4. Образование пузырьков

Причины:

    лак слишком холодный;

    слой лака слишком толстый;

    влияние яркого солнечного света;

    неправильный подбор валика или кисти для нанесения лака.

Способы устранения.

Пузырьки образуются тогда, когда лаковый слой затвердевает только по поверхности, а внутри остается жидким. Испаряющийся растворитель не может проникнуть сквозь затвердевшую пленку и скапливается под ней в виде пузырьков. Исправить положение можно только полированием поверхности пленки и нанесением нового слоя лака.

5. Лаковое покрытие полосами.

Причины:

    слишком высокая температура воздуха в помещении или высокая температура пола;

    слой наносимого лака слишком толстый;

    работа ведется слишком медленно, участки лака успевают высыхать до того, как начинают покрывать соседние участки, между пленками соседних участков не происходит сцепки;

    неаккуратность в работе или неправильный подбор инструмента для нанесения лака.

Способы устранения.

Вязкость всех лаков, а значит, их технологические свойства можно несколько улучшить путем добавления разбавителей. При нанесении первого слоя лака впитывающая составляющая всегда больше, чем при нанесении остальных слоев. Чтобы улучшить адгезию с основанием и сэкономить лак, используют растворитель. При нанесении второго и последующего слоев желательно в лак добавлять небольшое количество растворителя, чтобы улучшить адгезию с уже нанесенным слоем. В большинстве случаев достаточно ускорить ритм работы, соседние участки покрывать лаком как можно быстрее, чтобы они не успевали высыхать. Для замедления процесса высыхания пленки следует уменьшить отопление и снизить интенсивность проветривания.

6. Образование кратеров

Причины:

    инструмент для нанесения лака не в порядке (особенно это относится к валикам);

    неправильно выбран растворитель;

    сквозняк в помещении;

    лак наносится слишком холодным;

    так называемое “силиконовое отравление” поверхности лака.

Способы устранения.

В условиях сквозняков многие паркетные лаки образуют кратеры, особенно если лак был переохлажден при складировании и из-за этого стал чрезмерно вязким. Положение можно исправить проведением полной промежуточной полировки лицевого слоя. После этого отполированную пленку шлифуют металлическим шпателем с острыми кромками. После шпатлевания поверхность хорошо просушивают, но подшлифовывать ее больше не следует. Затем наносят новый слой лака.

7. Шероховатость

Причины:

    очень мелкие пузырьки распределены по пленке;

    на пленку попала пыль;

    неправильное промежуточное шлифование лака (полировка);

    на пленку попали остатки засохшей лаковой корочки из емкости для нанесения лака;

    жировые отпечатки пальцев на инструменте.

Способы устранения.

Точное определение понятия шероховатости в большинстве случаев дать очень трудно. Обнаружить шероховатость пленки часто можно только буквально вооружившись лупой. Большая часть рекламаций, объявляемых как шероховатость, связана с загрязнениями на покрытиях. На объекте, где идет процесс лакировки паркета, необходимо всеми способами поддерживать чистоту рабочих инструментов и емкости с лаком.

8. Морщинистость ("слоновья кожа")

Причины:

    слишком быстрое нанесение одного слоя лака на другой;

    слишком толстые слои лака;

    неправильный выбор растворителя.

Способы устранения.

Исправить дефект можно только при появлении морщинистости на небольших участках покрытия. Если морщинистость распространяется на всю поверхность пола, то нанесенный слой лака необходимо ошлифовать. Особенно склонны к образованию морщин лаки на основе искусственных масляных смол, если их наносить чрезмерно толстым слоем или наносить новый слой, не дав достаточно хорошо просохнуть предыдущему.

9. Глянцевое или матовое покрытие имеет пятна

Причина:

    Слой лака очень толстый, матирующие добавки в нем неравномерно оседают.

Способ устранения.

Промежуточная полировка и нанесение нового тонкого слоя лака.

10. Трещинообразование

Причины:

    слишком большая толщина нанесенного слоя, например, в случае кислотно отверждаемых лаков;

    в двухкомпонентный лак добавлено слишком много отвердителя.

Способы устранения.

Потрескавшийся слой кислотного лака следует полностью ошлифовать и покрыть поверхность лаком заново. В настоящее время в продаже появился паркет, покрытый лаком в заводских условиях. Лак на такой паркет механически наносится методом безвоздушного распыления в специальных заводских вакуумных камерах и отверждается за счет ультрафиолетового или электронно-лучевого облучения. Технология заводской лакировки исключает дефекты ручного нанесения и позволяет достичь “мебельного” качества. Однако иногда мастера сталкиваются с пожеланием заказчика покрыть такой паркет повторно лаком в условиях строительного объекта, чтобы скрыть дефекты укладки (большие зазоры между планками) или дефекты эксплуатации (сколы лака и т.п.). В этом случае необходимо знать, что не на всякий паркет, покрытый лаком в условиях производства, в принципе можно повторно нанести лаковое покрытие. Это связано с тем, что связующие лаков, которыми пользуются в промышленности, не всегда совместимы с лаками ручного нанесения.

Необходимо в каждом конкретном случае исследовать проблему совместимости заводского и вновь наносимого лаков. Лучше проконсультироваться с продавцом лакированного паркета, так как не всякий паркетный лак, имеющийся в продаже, может быть использован для нанесения повторного покрытия на такой паркет. Перед нанесением нового слоя необходимо отшлифовать заводской лака однодисковой машиной, чтобы после полировки вся поверхность стала равномерно матовой. Однако если основание имеет локальную кривизну или планка покороблена, то существует опасность полного удаления лака или сохранения в отдельных местах нетронутого лакового слоя (появляется вероятность отслоения из-за недостаточной адгезии).

Другая проблема - это зрительное выделение стыков планок. Когда лак наносится на лицевую поверхность, то зрительно стыки между планками еще заметнее. Даже если щели в стыках планок так малы, что о предъявлении рекламаций не может быть и речи, внешний вид покрытия может сильно ухудшиться, и заказчик будет недоволен.

Следует добавить, что частицы пыли, осевшие на свеженанесенный лаковый слой, будут отчетливо заметны на лицевой поверхности пленки почти идеального качества, что может быть основанием для предъявления претензий. Проанализировав все это, следует прийти к выводу: повторную лакировку готового паркета можно делать только при чрезвычайных обстоятельствах.

В заключение следует отметить, что наши рекомендации основаны на опыте и знаниях, полученных в производственном процессе. Эти рекомендации не могут быть обязательными для всех. Ваш результат работы может отличаться от указанного в статье. Надеемся, что наши советы помогут вам добиваться хорошего качества работы.

Деревянный пол прекрасно вписывается в любой интерьер, он экологичен, безопасен и легко ремонтируется. Но, к сожалению, такой пол имеет небольшой срок службы. Поэтому, чтобы защитить деревянный пол от влаги, царапин и химикатов, а также придать ему красивый и свежий вид, рекомендуется покрыть его лаком.

Первым делом необходимо выбрать подходящий лак. Растворителями могут быть вода, ацетон (растворитель 646) и уайт-спирит (керосин). Лаки на ацетоне и уайт-спирите токсичны и имеют резкий, неприятный запах. Ацетоновые лаки сохнут быстрее, чем на уайт-спирите. Водорастворимые лаки дороже, но по всем параметрам лучше - они не токсичны, почти не пахнут и сохнут быстрее.

Также лаки делятся на многие виды по используемому в них типу смолы:

  1. Полиуретановые лаки - это дорогие, но лучшие по характеристикам лаки, особенно водорастворимые, которые экологичны, прочны и стойки. Лаки на безводной основе особенно стойки к влаге, потертостям и химикатам. Из недостатков - хрупкость, притяжение к себе окружающей пыли и смена тона дерева после нанесения. Так, светлые полы после него становятся желтоватыми.
  2. Лаки на основе искусственных смол являются самыми эластичными, но подвержен внешним воздействиям. Они также долго сохнут в отличие от других лаков, и, как полиуретановые лаки, меняют тон дерева.
  3. Лаки на основе формальдегидных смол - самый экономичный вариант. Они стойки к внешним воздействиям и достаточно прочны. Большим недостатком таких лаков является содержание в нем вредного вещества. Кроме того, со временем такие лаки начинают желтеть.

Видео - Как покрыть деревянный пол лаком

Теперь, когда лак выбран, следует подготовить пол к его нанесению. Если пол совершенно новый и гладкий, то здесь подготовки не требуется, если не считать очистки от грязи. Но если пол сделан из мягкой древесины, то подготовка, обработка и шлифовка необходимы в любом случае.

Чтобы подготовить деревянную поверхность, следует произвести следующие действия:

  • освободить пол от мебели и прочих вещей;
  • чтобы добиться гладкости дерева перед шлифовкой, удалить все торчащие гвозди, занозы, сучки и прочее;
  • если есть старые поврежденные доски, то следует их заменить;
  • пройтись шпаклевкой, предназначенной для дерева, по щелям между досками;
  • дыры в досках заделать специальной смесью. Можно самостоятельно сделать пасту из столярного клея и деревянных опилок;
  • хвойная древесина может содержать на поверхности смолу. Чтобы избавиться от нее, следует обработать поверхность бензином;
  • если на дереве есть слой воска, то удалить его следует с помощью особого средства, иначе наждачная лента в шлифовальной машинке сильно загрязнится.

Видео - Лаки по дереву

После подготовки следует отшлифовать пол, чтобы удалить различные неровности, шероховатости и зацепки. Шлифовка также придаст полу свежий вид.

Так, чтобы отшлифовать поверхность, следует:

  • очистить пол с помощью крупнозернистого наждака;
  • выровнять поверхность пола с помощью среднезернистого наждака;
  • для последнего этапа шлифовки использовать мелкозернистый наждак;
  • по завершении шлифовки рекомендуется нанести на пол антисептик. Этот этап необязателен, но если вы хотите защитить дерево от плесени, грибков и насекомых, то лучше обработать пол. Антисептик высыхает около суток;
  • тщательно пропылесосить пол, а потом воспользоваться мокрой тряпкой из микрофибры, чтобы полностью избавиться от пыли.

Вода должна быть теплой, можно добавить моющее средство. Однако следует знать, что дерево, содержащее танин, под воздействием моющего средства приобретает фиолетовый оттенок, поэтому лучше перед промывкой проверить реакцию дерева на небольшом участке . Дуб и каштан тоже не стоит мыть водой с моющим средством. После этого следует промыть поверхность чистой водой.

Последним подготовительным этапом является нанесение грунтовочной пропитки. Она необязательна, но позволяет повысить прочность, изменить цвет дерева или подчеркнуть его текстуру.

  1. Дубильные вещества в некоторых породах древесины (например, дуб) заставляют дерево темнеть после нанесения полиуретановых лаков. Поэтому дерево обрабатывают специальной грунтовочной пропиткой.
  2. Бук - древесина капризная, легко реагирует на изменения внешних условий, а потому также требует покрытия особым видом грунта.
  3. Экзотические породы древесины важно обработать перед нанесением лака, чтобы нейтрализовать содержащиеся в них эфирные масла. В некоторых породах дерева имеются вещества, которые способны замедлить процесс отвердения лака, поэтому обработка грунтом в данном случае необходима.

После тщательной обработки пора приступить к главному этапу - нанесению лака на пол. Для этого следует принять во внимание следующее:

  • использование респиратора важно в любом случае, даже при использовании лака на водной основе;
  • температура в комнате, где проводятся работы, не должна быть ниже плюс 12 или выше 25. При таких условиях лак высыхает быстро и ложится как надо;
  • лак можно наносить валиком или кистью. Но лучше всего воспользоваться специальной кистью для лака, поскольку валик может не подойти для некоторых лаков. По ширине кисть должна быть около 10 сантиметров, с мягкими волосками. После использования кисти следует хранить замоченными в растворителе для лака, чтобы они не стали бесполезными еще до того, как первый слой высохнет;
  • не забывайте держать рядом с собой тряпку, чтобы очищать доски от пыли;

Важно продумать, каким образом вы будете наносить лак, чтобы иметь возможность беспрепятственно выйти из комнаты. Иначе вам придется ступать по свежеокрашенному полу и испортить проделанную работу. Обычно пол покрывают лаком с противоположной от дверей стены и по направлению к ним.

  • если вы не воспользовались грунтовочной пропиткой, то первый слой лака должен быть разбавлен в соотношении от 1 части лака к 3 частям растворителя до 1 части лака к 1 части растворителя;
  • кистью лак следует наносить движениями по всей длине доски так, чтобы задевать соседний слой. Если вы выбрали валик, то следует наносить лак движениями поперек, а затем разравнивать получившийся слой движениями вдоль. Первый слой не нужно делать толстым, иначе потом пол будет смотреться неаккуратно;
  • лучше всего красить пол без обуви и носков. Обувь приносит с собой пыль и оставляет на полу следы, которые придется каждый раз тщательно стирать перед нанесением лака;
  • каждый слой нужно накладывать только после полного высыхания предыдущего. В зависимости от выбранного вами лака время просушки может различаться: от нескольких часов до целых суток;
  • пол из мягкой древесины имеет свойство покрываться буграми после высыхания первых слоев. Чтобы вернуть полу гладкость, следует обработать пол мелкозернистым наждаком. Такая обработка также удалит нежелательные погрешности вроде пузырей, попавших в лак волос и пыли. Оставшиеся после шлифовки царапины исчезнут под новым слоем лака, поэтому последний слой шлифовать не надо. После обработки обязательно очистите пол от пыли мокрой тряпкой;
  • в зависимости от породы дерева наносят разное количество слоев лака. Так, мягкая древесина требует трех слоев лака. Три слоя также необходимы в помещениях с высокой проходимостью. В остальных случаях достаточно двух слоев лака.

  1. На поверхности лака после его нанесения могут образоваться пузырьки воздуха. Чтобы удалить такие пузырьки, следует несколько раз провести по поверхности кончиком кисти.
  2. Если после высыхания лака пол кажется липким, то здесь на помощь придет мыльный раствор.
  3. Если лак не высыхает по прошествии указанного на этикетке времени, то здесь есть несколько объяснений. Возможно, сам лак был подобран неправильно (некоторые породы дерева требуют определенного вида лака), и в данном случае следует прогреть комнату до 20 градусов тепла. Возможно, отвердителя было добавлено в лак недостаточно, и тогда придется отшлифовать весь нанесенный слой. В некоторых случаях в комнате просто не хватает проветривания.
  4. Если на лаке появились белесые пятна, это значит, что на полу скопилась влага. В данном случае придется обработать места с пятнами растворителем и заново нанести слой лака. Перед его нанесением не забыть тщательно просушить комнату и повысить в ней температуру, чтобы избежать повторного появления пятен.
  5. Чтобы избавиться от лака, попавшего на кожу, следует протереть ее тем растворителем, которым разбавлялся лак, будь это уайт-спирит или ацетон. Эти растворители разъедают кожу, поэтому протирать следует небольшим количеством и с осторожностью. После этого можно отмыть руки с помощью стирального порошка и нанести на кожу увлажняющий крем.
  6. Главный вопрос, встающий после проделанного труда - это избавление от стойкого запаха. Здесь следует тщательно проветривать помещение.

Покрытие пола лаком имеет свои нюансы, но оно того стоит, ведь после этого вы сможете любоваться новым, блестящим деревянным полом, который прослужит вам гораздо дольше обычного. А чтобы освежить и придать былой блеск потускневшему слою лака, можно использовать состав для оживления старого покрытия.

из-за большого ассортимента на рынке и множества различных пород дерева, в том числе и мало изученных. Обывателю достаточно сложно понять на чём остановиться, да и хочется не заплатить лишних денег. Поэтому мы решили разобрать несколько типичных ситуаций исходя из опыта продаж.

Насыщенность цвета на паркетных полах или "поджиг"

Каждый вид паркетного лака в той или иной степени меняет цвет древесины и его насыщенность. Для многих клиентов это достаточно важно, если пол привязывается к общему интерьеру.

Поэтому попробуем разделить лаковые системы на категории:

  • Водная грунтовка+водный лак - самый светлый паркет
  • Водный лак без грунтовки - чуть более тёплый оттенок
  • Грунтовка на растворителях+водный лак - небольшой эффект "поджига"
  • Грунтовка на растворителях+лак на растворителях - золотистый янтарный оттенок
  • Лак на растворителях без грунтовки - максимальная насыщенность цвета (коричневатый оттенок на примере дуба)

При покрытии лаками на растворителях без грунтовки пол выглядит мутноватым, менее прозрачным, к тому же на первый слой, который впитывается в древесину нет смысла использовать дорогой лак.

Нанесение паркетных лаков на экзотические породы

Любая древесина экзотических пород смотрится лучше под грунтовкой на растворителях, становится чётче богатый рисунок и насыщенней цвет. Сверху можно покрывать любыми лаками, как водными, так и на растворителях, в зависимости от нагрузок на полы. Но существуют и "сложные породы дерева", содержащие много масел и природных красителей. К примеру возьмём палисандр или лопачо, при покрытии которых частенько возникают проблемы. Многие спиртовые однокомпонентные грунтовки окрашиваются при покрытии, пол получается пятнистым. Сегодня новые двухкомпонентные водные грунтовки в сочетании с определёнными лаками дают прекрасный результат, помогают избежать изменения цвета и дают насыщенный красивый оттенок.

Лакировка старых полов

При реставрации старых паркетных полов или перешлифовке открываются щели по всей площади, поэтому лучшим вариантом будет заделать щели шпаклёвкой на основе древесной муки по всему полу, может и за два раза. Затем убрать излишки материала финишной шлифовкой и прогрунтовать. Грунтовка используется на растворителях для изоляции возможных старых слоёв воска, оставшихся на поверхности, на мягкие породы лучше в два слоя. Вид паркетного лака может быть любым, но...если полы неровные лучше взять глянец , матовый лак на старых полах смотрится несвежим и тусклым.

Количество слоёв паркетного лака

Только сразу хотелось бы уточнить, что прочность паркетного лак зависит напрямую не от количества слоёв, а от толщины лаковой плёнки. К примеру велюровый валик с высотой ворса даёт расход лака 60-70 грамм на слой. При 3-х слойном покрытии это 180-200 гр/м2, вместо положенных 300-400 гра/м2. А при нанесении специальным валиком для водного лака (более объёмным) расход 100-120 гр/м2. Делаем вывод, что при нанесении тонкими слоями их количество должно быть больше, при покрытии "правильным инструменом" достаточно и 3-х слоёв. Лак не должен впитываться, это не масло, он наносится слой за слоем, увеличивая толщину лаковой плёнки для долговечной защиты древесины. Или проще сказать создаётся определённый несущий слой для выдерживания высоких нагрузок.

Время высыхания или время полного отверждения паркетного лака

Высыхают все лаки по разному, водные лаки в среднем от 2-х до 4 часов, двухкомпонентные полиуретановые лаки на растворителях около 4-6 часов, а масляные лаки 12-14 часов. Это время имеет значение для возможности нанести следующий слой лака, а вот полное отверждение лаковой плёнки и готовность к нагрузкам у двухкомпонентных лаков 4-7 дней, у однокомпонентных 12-14 дней. Максимальные значения у масляных лаков до 18 дней. Соответственно в течение этого времени нельзя подвергать полы полным нагрузкам и наносить средства по уходу, так как максимальные повреждения будут именно у неокрепшего паркетного лака.

Оптимальный вариант паркетного лака исходя из нагрузки на полы

  • Квартира с проживанием 1-2 человек без маленьких детей или с непостоянным проживанием людей - 1-компонентный водный лак для жилых помещений со средними нагрузками.
  • Квартира с постоянным проживанием 3-4 человек - 1-компонентный водный лак для повышенных нагрузок с грунтовкой на первый слой.
  • Загородный дом 1-й этаж - двухкомпонентный водный или полиуретановый на растворителях с грунтовкой на первый слой
  • Пробковые полы - двухкомпонентный водный лак без грунтовки в три слоя
  • Паркетные полы из массивной доски европейских пород - масляный лак, который минимизирует боковое склеивание досок, в три слоя без грунтовки
  • Офисные помещения, выставочные залы, рестораны - двухкомпонентный полиуретановый лак на растворителях с грунтовкой или без, не менее трёх слоёв.