Почему подростки выбирают субкультуру. Почему подростки уходят в субкультуры? Анархия как философия

Цель урока: в течение одного урока составить и оформить разворот газеты для подростков с названием: «Why the teens choose subculture?»

Задачи урока:

  1. Продолжить ознакомление учащихся с понятием «субкультура», учить выделять характерные черты различных субкультур, описывать их устно и письменно, учить высказывать свое мнение по проблеме, касающейся темы урока.
  2. Обогащать лексический запас учащихся новыми понятиями, совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение грамотно писать письмо в газету, составлять интервью.
  3. Способствовать развитию креативного мышления, развивать творческие способности, оказывать положительное влияние на формирование мировоззрения учащихся.

Оборудование урока:

  • учебник (10-11-й класс, В.П. Кузовлев);
  • activity book (к учебнику Кузовлева 10-11-й класс);
  • книга для учителя (к учебнику Кузовлева 10-11-й класс);
  • аудиозаписи, мультимедиа проектор;
  • карточки-шаблоны для написания письма;
  • ватман для оформления газеты;
  • фотографии с изображением рокеров, готов, байкеров, хакеров и т.д. для оформление кабинета;
  • статьи о различных субкультурах и их особенностях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Установка учителя. Постановка цели и проблемы. (Приложение. Слайд №1)

Teacher: Good afternoon! Today we have some guests from the local newspaper «Morozovsky Vestnik». Don`t worry! Be active! Good luck! What shall we do today?

Class: We`ll speak about subcultures. (Слайд №2)

Teacher: You are right. Moreover, we`ll discuss why teens choose subcultures, what are pros and cons. Imagine that you work in the local newspaper for teens «The young generation». Today you must tell your readers about different subcultures.

III. Мозговой штурм. (Brain storming.)

Teacher:

1) What comes to you mind when your hear the word «subculture»?
2) How сan you define a subculture? (Слайд №3)
3) Read the definition of a subculture (Слайд №4)
4) What are their peculiar features? (Слайд №5)

(Использование метода гроздьев «Cluster-method».)

Конструкции для выражения своего мнения: I think, it is absolutely right/wrong to ...; That`s right. I also think so ...; On the contrary ... .

Примечания: учащиеся от выше названных слов составляют выражения. Например:

Society – society`s standards – to conform (not to conform) to society`s standards.

Options – to try out all sort of options

Generation – to rebel against the older generation – to rebel against the society и т.д.

IV. Основная часть урока.

1. Активизация речевых умений в рамках темы «Почему подростки выбирают субкультуру?» Описание фотографий. Беседа. (Слайд №6)

Teacher: Look at the photos and explain how to understand what subculture it is ,your opinions (учащиеся называют характерные черты субкультур, опираясь на упражнение из домашнего задания). (Слайд №7) (Учитель назначает двух учеников ответственными за написание первой колонки «Opinions».)

2. Индивидуальная работа. Поисковое чтение, перевод. (Making the first column.)

Teacher: Make a list of the main features of second subcultures. Use special articles. (Учитель назначает двух учеников ответственными за написание второй колонки газеты «Peculiar features». Они получают статьи о различных субкультурах на русском языке, находят основные черты нужных им групп и оформляют их в список по-английски.)

3. Формирование познавательной активности, умение определять характерные черты различных субкультур.

Who is who? (Слайд №8)

4. Развитие навыков сравнения, сопоставления. Релаксационная пауза. Match music subcultures listen to. (Слайд №9)

Учащиеся слушают музыку разных стилей и определяют её принадлежность к определенной субкультуре. (Аудиоприложение к учебнику английского языка, В.П. Кузовлев; Activity Book, unit 3, ex. 2, p. 27-28; St`s.B., ex. 5, p. 75.)

Teacher:

1) Do you like music?
2) What kind of music do you prefer?
3) Young people have different preferences in music, don`t they?
4) Can you identify different music styles?

5. Формирование навыков общения в рамках речевой ситуации «За и против молодежных субкультур». Беседа/дискуссия. Работа с упражнениями в учебнике стр. 74, упр. 1, 3, 4. (Слайд №10)

Teacher: Which peculiar features of the groups do you approve or disapprove? (Making the next column.) (Слайд №11)

Teacher: What do you think of the attitude of society? (На первую парту учитель кладет чистый лист бумаги, на котором все ученики по очереди высказывают свое одобрение или неодобрение молодежных групп, пока лист не обойдет весь класс. В это время происходит презентация первой и второй колонок. Ученики, выполнявшие это задание зачитывают свои списки и отвечают на вопросы одноклассников. Они же в последствии занимаются оформлением газеты- ватмана.)

6. Развитие навыков аудирования и говорения по тексту «Are all the young bad?». (Слайд №12)

Teacher: The media often associates youth with something threatening and violent.

1) Who these opinions about young people belong to: an elderly person, a middle-aged person, a teenager?
2) The opinions above are different. How do the people:

  1. Show that they are totally against youth groups?
  2. Explain the existence of violence among teens?
  3. Show that teens are not as bad as they are thought to be?

3) Which arguments do you approve or disapprove of? Some people think that all young people are awful. And I think this opinion is absolutely right./But I think that this opinion is all wrong.

На доске следующие фразы:

Saying you approve:

Is very good.
... is quite/absolutely.
... seems/sounds just right.
... is just what.

I am all for such opinions. Yes, that`s what I think too.

Saying you do not approve:

I don`t think ... is very good.
It`s wrong to think that ... .
It isn`t right to ... .
I can`t approve of ... .
On the contrary, ... .
... is all wrong.

7. Активизация навыка письменной речи. Написание письма. Предварительная работа в рабочей тетради АВ ex.3, p.31.

Teacher: How would you express your attitude towards the members of different subcultures? Write a letter for and against. (4 ученика по выбору учителя пишут письма в редакцию газеты.) (Making the fourth column.)

I`m writing to protest against teenagers who bring trouble to the city by choosing for their motor rides populated streets at most inappropriate time. These motorcyclists scare the late passers-by racing wildly through the city.
According to statistics, the number of road accidents caused by night-time motorcyclists has been steadily rising.
I request that the matter be investigated immediately.
V. Ivanov.

I`m writing to support those teenagers who want to express themselves by having and riding motorbikes. If a lad`s ambition is to race about on a motorcycle, he should have an opportunity to do this. And he should feel that grown-ups are supporting him. There night-time rides of young people, which a lot of people protest against, come from boredom and grown-ups indifference to them.
I request that something be done to help these teenagers.
D. Petrov.

8. Активизация творческих способностей. Создание проекта «Новая молодежная субкультура». Предварительная беседа. Работа с учебником ех.2, р.76.

Teacher: Most young people in Britain create a certain lifestyle within their culture. Why do they do it? What do you do to express yourself? (Слайд №13) (Making the last column.) (Учитель назначает учеников, которые придумывают и описывают новую молодежную культуру, оформляют статью на ватмане. В это время учащиеся, написавшие письма зачитывают их всему классу, прикрепляют к газете-ватману.)

9. Активизация речевых навыков. Интервьюирование.

Teacher: Would you like to talk with the unusual person and ask him any questions about his lifestyle? (Учащиеся разбиваются по парам; один из них – интервьюер, другой – представитель субкультуры. После короткого интервьюирования происходит презентация проекта «Волонтерское движение в г.Морозовске».) (Слайд №14)

10. Развитие креативного мышления. Обучение составлению синквейна. (Слайд №15)

11. Представление синквейна о субкультуре. (Слайд №16)

12. Домашнее задание: написать синквейн о любой субкультуре. (Слайд №17)

V. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

Teacher: What can you wish to people, who will read this newspaper? What new facts have you learned today? And I think that now you can answer the question: Why the teens choose subculture?

2. Подведение итогов урока.

Teacher: I think you know a lot about different groupings. You can identify them, you know their positive and negative features, their music, their values. I`m sure you can be able to find you own way in life, your fashion, your style. I wish you to be healthy, wealthy and wise! Be happy!

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

старые кедули, жаль уже их нет...

Ах, эта извечная борьба поколений! - воскликнула впечатлительная тетя.

Ужасная молодежь, которая одевается иначе и слушает другую музыку - часто взрослые просто с недоумением (читай осуждением) смотрят на странных детей.

Времена меняются, меняются внешние атрибуты, но общие проблемы у детей, подростков и взрослых остаются неизменными.

Я помню как я была маленькой, а теперь я вроде как взрослая тетя, но мне кажется, что прекрасно понимаю этих странноватых подростков.

Они недоверчиво смотрят из под своих голубых челок, на этот стремительный, пугающий и волнующий одновременно, мир.

Они прокалывают разные части тела и наносят татуировки. Что там модно сейчас - киты, которые бесконечно уходят вверх?

Думаю психологи могут все это как-то красиво и по-умному обрисовать: что там с личностью происходит на самом деле, но я просто от сердца наговорю.

Кстати, я никогда не могла почувствовать себя частью какой-либо субкультуры по-настоящему: все это казалось мне скучноватым и мелким.

Было понятно, что ни готические черные глаза, ни неоновые цвета в гардеробе не будут вечными. Хотя к друзьям, которые практиковали все это относилась с любовью. И даже ходила иногда на тематические сборища.

древнее фото из архива


Но мне очень нравилось прятаться в интеллектуальных развлечениях: смотреть артхаус, читать книги великих классиков, которые никому из сверстников даром не нужны.

И одновременно с этим пить пиво в тупейшей компании и ввязываться в сомнительные приключения, поддаваясь молодой страсти, томительному кипению в крови и нежеланию оставаться один на один с этим fucking миром.

С другой стороны я возможно просто не нашла себе подходящую компанию.

В прошлом году познакомилась удаленно с замечательной девушкой. Она жила в Волгограде и рассказывала мне, что в молодости тусовалась с панками и рокерами.

Естественно все было: и бухло и наркотики и рок-н-ролл. Она слушала Летова и прочее, хотела иногда умереть, как и я когда-то… Эта песня «о маленькая девочка, со взглядом волчицы, я тоже когда-то был самоубийцей», похоже она прекрасно иллюстрирует состояние молодого человека.
Она сказала, что у нее ощущение, будто я там с ними тусовалась и у меня у самой такое ощущение. Странно, что в Питере я не могла найти таких людей.

Но почему это происходит? Из-за непонимания. Конечно это начинается с семьи. Ты чувствуешь себя заброшенным, покинутым, ты словно никому не нужен и никому нет до тебя дела.

моя работа на стене Красного Треугольника


Не потому что родители злые, но у них тоже свои проблемы. Мама-папа целыми днями на работах… Приходят усталые домой и им совсем не до переживаний тринадцатилетнего «самоубийцы», который плачет по ночам в подушку от одиночества.

Моя новая подруга рассказала, что в их тусовке были очень теплые отношения. Люди старались помогать друг другу. Можно было придти в час ночи к кому-то и поесть, пообщаться - это дорогого стоит.

А я вспоминаю сейчас свои тринадцать лет. Как я лежала пьяная в снегу, смотрела в удивительно равнодушное серое небо и даже ела этот снег от бешенной тоски.
Мне хотелось умереть, хотелось кричать, хотелось лететь… Я слушала депрессивную Линду, альбом «Плацента» - музычка конечно была прелестная, навевающая надо сказать.

рука пищущего когда-то давно...

Да, это не розовые ажурные воспоминаньица, но уж как есть. И я понимаю, что не я первая и не я последняя, которая чувствовала эту безумную отчужденность и потому искала в разных дверях самое главное и ценное, что связало бы меня с миром.

Когда ты взрослеешь это какая-то ломка происходит. Растешь и в какой-то момент просто не помещаешься в свою уютную скорлупу и пора пробивать ее своим еще нежным клювом…

Подростки, которые выглядят странно… Они нежные и ранимые. За их матом и бутылками пива и уморительной бравадой скрываются удивленные и чуть испуганные сердца, взирающие на мир.

Этот безумный период, когда ты одной ногой еще стоишь в своей люльке, а другой уже ступил на качающуюся обмороженную землю и непонятно, что качается на самом деле - кто может пережить его спокойно?

Из своего опыта я вынесла понимание, что подростку нужно повышенное внимание, но не опека, не общение как с ребенком, а уже дружеское участие в его делах. Общение как бы на равных. И при этом какие-то занятия обязательно должны быть. Чтобы в пустоте не оказывался.

Я слишком много была в пустоте и эту пустоту наполняла как могла - не слишком замечательный опыт. Что было то было, но всем не желаю.

Какой-то позитив, творчество, интерес чтобы был - зажигать и поддувать искру интереса и внимание, участие, тепло, чтобы не шел на лавку или сейчас еще хуже - в интернет за этим теплом, сочувствием, дружбой и не попадал там в лапы мерзавцев, извращенцев всяких, мелких божков хаоса.

Так я пока теоретически рассуждаю. Может кто-то специалист по подросткам, по их проблемам и все наученько сможето обрисовать, но я вот так ощущаю.

Мои дети еще мелкие, но я бы хотела быть им другом и опорой в сложные и вообще любые периоды жизни, когда я буду нужна.
А субкультуры это не плохо. Это фан, это общение по интересам и нет ничего ужасного ни в готах, ни в рокерах, ни даже в хипстерах оспади. Это все наносное.

Все металлисты еще до тридцати лет сбривают патлы и выглядят милыми котами.
Остается только с теплом вспоминать концерты, прогулки до утра и пожалуй каждый сможет спеть в своей жизни: «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра!».

Очень надеюсь, что все подростки будут с наименьшими травмами выходить из своей скорлупы…

А вы как считаете? У кого какой был подростковый опыт? А дети подростки у кого?

Пишите в комментариях, обсудим. Тема важная для меня.

Сохранено

Подростковый возраст знаменует собой очередной кризис развития, который сопровождается сменой авторитетов. У подростков меняются взгляды не только на родителей, учителей, но и на сверстников. Они начинают пересматривать отношения с друзьями и иногда находят весьма шокирующие способы самовыражения, примыкая к какой-либо подростковой субкультуре.

Субкультура как выражение протеста

Очень часто подросток примыкает к какой-либо неформальной группе, чтобы выразить свой протест против родителей, учителей, общества в целом, обычаев или даже политики. Масса различных субкультур, таких как хиппи, панки, готы, фрики, дают возможность подростку выразить свое внутреннее состояние своим внешним видом. Например, готы одеваются во все черное, наносят на лицо мрачную раскраску, выражая негативное отношение к миру. В то же время хиппи (течение, которое было очень модным в 60-е годы прошлого столетия, но существует до сих пор) несет более позитивную жизненную позицию, хотя и отрицает некоторые общепринятые нормы поведения. Но существуют очень негативные субкультуры, несущие агрессию, такие как гопники, скинхеды.

Что делать родителям подростка, примкнувшего к субкультуре

Конечно, не все субкультуры негативно сказываются на поведении подростка, так как некоторые из них связаны с направлениями молодежной музыки или же с интернет-обществами. В таком случае родителям необходимо просто побольше узнать о том, чем именно интересуется их ребенок, может быть, даже проникнуться его настроением, чтобы можно было беседовать с ним на темы, интересующие подростка.

Если же субкультура, которая увлекла подростка, негативно окрашена, необходимо попытаться вытянуть его из компании, но без применения силы. Иногда бывает вполне достаточно просто поговорить с подростком, чтобы "разрулить" ситуацию. Если же подросток настроен и дальше выражать свой протест, родителям необходимо будет обратиться к специалистам.


Принадлежность к какой-либо субкультуре обязательно накладывает отпечаток на психику подростка. Если его новая компания увлекается алкоголем, развивает агрессивные настроения, вскоре подросток начнет проявлять черты, присущие его окружению. Ведь даже в случае своеобразной игры подростка "на публику" есть реальный риск совсем "уйти" от общества.

Кроме этого, даже, казалось бы, безобидное увлечение интрнет-обществом может привести подростка к зависимости от компьютера. Это тоже не очень хорошо, хоть и не настолько, как в случае примыкания подростка к гопникам или скинхедам

Особенности характера подростка, который вступает в ту или иную субкультуру

Стоит также отметить, что для примыкания к какой-либо субкультуре у подростка должен быть соответствующий склад характера. Например, к такой субкультуре, как ЭМО, обычно примыкают флегматичные подростки, склонные к меланхолии, а к такой субкультуре, как хиппи, скорее всего, примкнет активный подросток веселого нрава. Гопником может стать активный, но агрессивно настроенный подросток, который тяготеет к физическому насилию.


Сложно сказать, какие именно профилактические меры можно предпринять, чтобы подросток не увлекся какой-либо субкультурой. Однако если он будет увлечен интересным делом, проводить свое свободное время, посещая спортивную секцию, кружок, либо быть ориентированным на авторитет родителей, тогда есть вероятность, что подростка не заинтересует какая-либо субкультура и он будет заниматься своим любимым делом.

Молодежные течения (или субкультуры)

Субкультура (подкультура, лат.) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей в конкретном обществе. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. Субкультура может отличаться от общепринятой языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые - носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Как правило, говоря о субкультурах, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями, представителей таких движений иначе называют неформалами. Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся. Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы.

Какие бывают молодежные субкультуры?

Существует очень много молодежных объединений различной направленности. Вот некоторые из них: хиппи, панки, скинхэды, готы, эмо-киды, ролевики, растаманы, различные клубные культуры, смешанные течения. С появлением моды на определенные музыкальные направления, виды развлечения, компьютерные игры, литературу, клубы, а иногда и разнообразные психоактивные вещества, появляются и различные молодежные направления, в которые включаются единомышленники, увлекающиеся и посвящающие себя данному направлению деятельности.

Почему молодые люди вступают в субкультуры?

В подростковом возрасте особенно велика возможность вступления в ту или иную молодежную организацию, принятие ценностей и норм определенной субкультуры. Очень сильна реакция группирования . Многие внутренние ощущения и эмоции подростка очень остро переживаются, ему необходимо разделить их с теми, кто чувствует то же самое. Важно почувствовать опору и силу группы единомышленников. Желание экстрима и новых острых ощущения порой толкает на вступление в группы экстремальной направленности.

Иногда связь с субкультурой становится необходимым человеку при дезадаптации в обществе, а также из-за некоторых психических отклонений. Многие субкультуры предоставляют возможность носить как бы "сценический образ", некую маску, под которой можно скрыть свое истинное лицо. У некоторых людей просто нет возможности выразить себя вне рамок данной субкультуры. Тогда как среди ее участников они чувствуют уважение, взаимопонимание, имеют определенный социальный статус. Многие из них слушают и пишут соответствующую музыку, занимаются творчеством, близким по духу к определенной субкультуре, но не имеют возможности в силу особенностей психики существовать и добиваться успеха в среде обычных людей.

Родителям важно понимать, что отношение подростка к субкультуре, связь его с группой единомышленников, принятие их норм и ценностей (одежда, жаргон, поведение) - все это является абсолютно нормальными для подростка проявлениями. Не обязательно такое поведение будет носить экстремальный, криминальный характер или повлечет за собой употребление наркотиков. Конечно, необходимо внимательно следить за жизнью своего ребенка, однако, не забывайте - подростку в это время как никогда нужна свобода и наличие собственного мира, в который он допускает или не допускает вас по личному желанию. Не стоит грубо вмешиваться в его жизнь - это может навредить вашим отношениям.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).

Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на то, что должен включать в себя термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество. Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы». Из всего выше сказанного напрашивается логический вывод - девиация чрезвычайно многолика.

Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками больницы в Кизляре или Будденовске для большинства россиян - преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками, - акт возмездия и мужественный поступок.
На этом примере можно убедиться в том, что, во-первых, девиация связанна с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых различными людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением, другие - нормой, даже героизмом. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту.
Как и сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются ассоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные нормы, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относят хулиганство, хищения и другие преступления.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение , причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение , причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное поведение , представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер)
При «первичной девиации» на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться. На втором уровне отклоняющегося поведения (вторичная девиация), окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.
В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

МОЛОДЕЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.

ХИППИ
Хиппи - группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.
Советский энциклопедический словарь.
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе - об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь.
Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Случалось, что в этом "движении за" черный ход (травка1, игла2, колеса3) использовался куда чаще, чем парадный (медитация и прочие психотехники). 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Но ведь была попытка выскочить за пределы "человеческого". Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения - феньки4. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну.
Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love5, музыка "Дорз" и Дженис Джоплин6 - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея - пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит от латинского “pacificus” (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как “борьба за мир” и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: “А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?”. У пацифиста есть ответ на этот вопрос, “Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот - его станет в два раза больше”.
Если же смотреть шире, то схожие идеи мы можем найти в библии. Некоторые одним из первых пацифистов называют Иисуса Христа. Как мы видим, его заповеди полностью выполняются пацифистами: “Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” и “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. В принципе библейские заповеди и стали основой для идеологии хиппи.
И задолго до Христа сходные мысли высказывал ещё один знаменитый пацифист Суддхартха Гаутама, известный под именем Будды: “Освободи своё сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожится ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожится она”.
Из всего вышесказанного напрашивается логичный вывод о том, что многие люди, считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми. А рассуждают они примерно так: “Сам я человек мирный. Не собираюсь ни на кого нападать, но если нападут на меня или на моих близких, то, защищая их, я буду обороняться”.
Точно также многие люди, не имеющие с хиппи ничего общего, любят надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники7. Сами хиппи иронично называют таких людей “клюхами” (аббревиатура от насмешливого выражения “Клуб Любителей Хиппи”). В наши дни хипповская атрибутика вошла в моду. Многие символы носятся людьми “просто так”. Как видим - не все люди, внешне напоминающие хиппи ими являются. Влияние моды на людей - неизбежно.

Что же касается пацифика - излюбленного символа хиппи, то здесь существуют различные версии относительно того почему он имеет такой внешний вид.
Теория первая. В период “холодной войны” между СССР и США (60 -70 -е. гг. 20 в) во многих европейских странах проходили демонстрации протеста против разработки обеими державами стратегического оружия и размещения пусковых ракетных шахт в Европе. Пацифисты принимали в этих акциях самое активное участие. С тех пор пацифик у многих ассоциируется с ограничением ядерных вооружений: якобы круг пацифика ознчачет “запрет”, а символ в центре - ракета, которую нужно “ограничить”.

Теория вторая. Самая распространенная версия гласит, что центральный элемент пацифика - это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно - символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная часть пацифика - руна. Если перевернуть её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий тростник, или рога лося, что толкуется как “устремление вверх, сила, мощь”. Как известно, если перевернуть руну, то ее значение толкуется как противоположное, т.е. “покорность, спокойствие”. А круг в Древнем Египте являлся символом Солнца.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых “бунтарей”. И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от «бытовухи», когда все вокруг, даже люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя «излечить». Но и среди современных хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом9, стритуют с гитарами и флейтами на людных улицах10, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.

ПАНКИ
Панк культура (хотя уместнее будет сказать - антикультура) возникла практически одновременно с хиппи - в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась “гаражным роком”, оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей.
Панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки11. У нас они появились в начале 80-х, в противовес культуре хиппи. Это были начинающие панки (или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы12.
Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками. Как субкультура, панк, заряжается творческим, динамичным напряжением между ценностями общества и ценностями индивидуализма. Это общество нонконформистов, которые думают за себя (Think for yourself), но поддерживают друг друга.
Это очень пестрое собрание отверженных молодых людей, взгляды которых нередко противоречивы, которые стремятся усилить связи друг с другом и в то же самое время сохранить различия. Панк безжалостно реалистичен и одновременно идеалистичен до мозга костей. Носители панк-этноса (его перспективы, ценностей, позиции, обычаев, традиций) должны беспрестанно образовывать последующие волны новичков, многих из которых привлекают сенсационные репортажи в mass media, другие приходят от heavy metal13 к радикально иным ценностям панка. Когда в панк-среде возникает какое-либо новое течение, присущие панку бунтарство и дух сопротивления немедленно порождают оппозицию этой моде. Таким образом сохраняется разнородность.

ПАНК-ЭТНОС (Принципы панка)
Конечно, существует огромное разнообразие, и, возможно, никакой отдельно взятый панк не отвечает чистому архетипу, но, по-видимому, панк вообще обладает следующими характеристиками: Неравнодушие, предпочтение столкнуться скорее с враждебностью, чем с самодовольным безразличием. Близость к рабочему классу стилем и позицией, хотя и не всегда социально-экономическим происхождением. Несогласие, странность, стремление вызвать шок, абсолютный реализм, направленность против лицемерия, напыщенных фраз, желание столкнуть людей носом с реальностями, которых они не хотят признавать. Сердитость, агрессивность, конфрантационность, жестокость, драчливость - однако это поза вытекает из внутренней ранимости, ибо архетипичный панк молод, тщедушен, беден, бессилен и очень хорошо это осознает. Скептицизм, особенно по отношению к властям, романтике, бизнесу, школе, средствам массовой информации, обещаниям и будущему. Социальный критицизм, неравнодушие к политике, симпатия к людям вне закона, анархизм, антимилитаризм. Свободное выражение чувств, подвергаемых цензуре в вежливом обществе. Неприятие героизма, имиджа рок-звезды (Каждый музыкант - это фэн15, а каждый фэн играет в группе!). Презрение к респектабельности и карьеризму. Развитое чувство юмора и ирония (часто по отношению к себе), которая и спасает панк. Тяга к уму и насмешка над глупостью. Открытая сексуальность, нередко непристойность. Позитивное отношение к бисексуалам, гомосексуалистам и сексуальным экспериментам. Враждебность к официальным религиям, но не редко глубокая духовность. Дезорганизованность и спонтанность, но крайняя энергичность. И - превыше всего - честность. Они любят критиковать друг друга, но сплачиваются перед лицом общей враждебности остального мира.
Быть панком - это приключение. Панки - изгои по собственному выбору, по привычке или необходимости, которых тошнит от реальных ценностей общественного порядка. Они презирают большинство, которое критикуют панки за подверженность манипуляциям со стороны средств массовой информации, как не думающих, не ведающих, бредущих по жизни во сне, конформистских, управляемых модой овец, которых ведут к мягкому экономическому рабству и военной битве. Возможно, панки не в состоянии изменить мир, но они преданы идее создания острова свободы, общества инакомыслия и эксперимента, и они полны решимости не идти ко дну вместе с утопающей цивилизацией без вопля протеста, сердитого потрясения кулаками и проклятий бесчеловечным богам наверху.

Три Врага настоящего панка
1. McDonalds - проявление капитализма. Есть миллионы людей которые едят напичканное вредными пищевыми добавками мясо - это обман, а есть места где это все происходит и эти места пользуются популярностью во всем мире и это пресловутый капитализм!!! который панки НЕНАВИДЯТ
2. «Я скорее съем свой телевизор чем переключу на МТВ » - поет Московская панк-рок группа Смех. Настоящие панк группы клипов не снимают, а если и снимают то на МТВ их не за что не отдают. Появиться на МТВ для настоящего панка значит продаться. Но нашей глубинке это не грозит.
3. Бритоголовые нацисты и панки на дух друг друга не переносят . Ведь анархия, которую пропагандируют панки полная противоположность строгому фашистскому порядку.

Анархия как философия

“Я отрицаю всё, и в этом - суть моя
Затем, что лишь на то, чтоб
c громом провалиться
Годна вся эта дрянь, что на земле
живёт…”
Гёте.

“Анархия - мать порядка ” - это девиз, объединяющих всех панков-анархистов. Но что же такое анархия? Для нас это хаос, отсутствие всякой власти, а для них это цель к которой они стремятся, свобода.
Анархизм борется за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность саморазвиваться. Главная проблема личности в современном мире - это нереализованость. Индивидуализм является не целью анархизма, а ценностью. Понятие человек - всего лишь биологическое понятие, для анархизма есть только личность. В свою очередь личность - это человек, осознавший себя как живой предмет. И предметом их веры служит не “Бог”, а вера в личность. Анархизм является нерелигиозной философией. Азы теории начинаются с критики религии, т.к. для них это черта авторитарного общества. Для них верить в Бога безнравственно, т.к. вера в него допускает существование самого главного существа. А среди панков не бывает “главного” или “вожака”, они все равны между собой.

Ещё одна черта анархизма - это антигосударственность. Панки никогда не боролись, и не будут бороться за государственную власть. Уничтожение государства интересует их потому, что вместо него они хотят создать иные социальные институты.
В нашем мире личность ежедневно подвергается эксплуатации и угнетению - и таких личностей большинство. Анархистский феминизм выступает за равенство прав женщин и мужчин, которое возможно только в безгосударственном обществе. Каждому члену общества при рождении должны быть предоставлены равные возможности. В анархистской философии не существует “свободы для”, а существует лишь “свобода от” - отчего-либо.
Наше современное общество ещё не готово к анархии. Чтобы ни от кого не зависеть, а в первую очередь не зависеть от государства нужно сделать ещё один шаг вперёд. Мы не привыкли быть самостоятельными, так же как и быть пацифистами. Само слово анархия пугает многих людей, т.к. под ним они видят лишь один беспредел, но если подумать, то гораздо больший беспредел творится сейчас!

СКИНХЕДЫ (SKINHEADS)

Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с задворков городов, именовавшая себя "working class kids" ("рабочая молодежь").
Традиционные Скинхеды, тех лет выглядели почти одинаково: короткая стрижка, подтяжки, джинсы и тяжелые ботинки на большой шнуровке (про которые сами же скинхеды шутили «А ботинки у нас такие потому, что Лондон тонет в дерьме»), но весь этот «прикид» не был придуман специально для драк как утверждается во многих источниках. На самом деле большинство скинхедов занимались тяжелым трудом. Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная прежде всего обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давая ей возможности зацепиться за что-нибудь. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки разных цветов - красные, белые, синие, которые соответствовали цветам их любимых команд. С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки "Alpha Jacket" (пилот), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концертах и на улице носили обычные куртки, часто джинсовые, черные подтяжки и черные шнурки. Появление в такой одежде на улице означало вызов обществу. Скинхеды любили, драться, играть в футбол на улице, и отдавали свое предпочтение небольшим подвальным клубам в которых они пили пиво и веселились под музыку.

Первоначальное музыкальное направление, которое очень нравилось скинхедам было Ска и рокстеди называемые в те времена "музыкой улиц" которую играли в основном приезжие с Ямайки. Но в 70-х годах у скинхедов появился свой музыкальный стиль совместивший в себе Ска, рокстеди и буйствующий в это время панк, позже называнный музыкальным журналистом Гари Бушелем, Oi. Но все было не так уж и прекрасно, скинхедов недолюбливали, за их гордость и честность, что они ставили превыше всего, и за их хулиганские выходки, ведь они часто дрались. И главный принцип всей идеологии скинов это полное отрицание всего, в том числе и политике. Из-за которой в будущем скинхедов стали путать с Бритыми, в следствии того, что "Нац. фронт" мечтавший в то время в Великобритании занять место в парламенте, обратил внимание, на бесчинствующие молодежное движение. Для выигрыша в выборах партия решила войти в доверие Скинхедов и тем самым заручиться поддержкой молодежи. Для этого они «купили» несколько Oi групп популярных среди Скинов и те стали петь, об Арийской расе, Белой силе, нацизме и расизме. Но этого было маловато для охвата большинства Скин-объединений. Тогда Национальный Фронт купил прессу, которая моментально стала писать, о патриотической молодежи, борющейся за свою родину (случаи на рассовй почве были известны в те времена когда Скинхеды вместе с чернокожими ходили драться с приезжими Пакистанцами) и свободу, это и привлекло мало понимавшую в расизме молодежь. Просто Скинов купили, превратив их из неформального движения протестующего против политики в ПОЛИТИЧЕСКУЮ организацию, хоть "Национальный фронт" и проиграл свои выборы в парламент, но мутацию Скин культуры в субкультуру все же выиграл. Бритых было не остановить и к середине 90-х годов они появились во всех европейских странах...

В восьмидесятые годы в США, NYC, вскоре после того, как там начала развиваться наци-сцена, появились "шарпы" - одна из уличных банд. Слово "SHARP" означает "Skinheads Against Racial Prejudices", то есть "Скинхеды Против Расовых Предрассудков".
Шарпы были тоже традиционными скинхедами, только более деятельными. Они ценили свою историю и слушали традиционную скинхедовскую музыку - рокстеди, реггей и ска, многим нравились Oi! и панк-7716. С самого начала они невзлюбили Бритых - сражались с ними на улицах, мешали делать концерты. Шарпы старались донести до людей знания о том, кто такие скинхеды на самом деле. Сверх того они не ставили себе никакой цели, но их действия были достаточно успешными - люди их услышали.
Они носили нашивки "S.H.A.R.P." с троянской каской - тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад. Шарпы гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхедами в далеком 1969 году. Название "SHARP" придумал парень по имени Маркус, он же был первым, кто сделал себе такую нашивку.
Единство всех рас их не особенно волновало, равно как и единство всех скинхедов - им было важно сохранить самих себя. И им это удалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части настоящей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме. Во-первых следует еще раз напомнить, что же из себя представляет отклоняющееся поведение. Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Это такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Существует огромное множество форм и видов проявления девиантного поведения, но в каждом обществе имеются существенные общие черты, которые позволяют рассматривать такие разные явления в единой совокупности.
На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познание в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых.
Результатом дезинформации в данной области является предвзятое, резко негативное и во многом неверное представление и отношение к неформальным объединениям и отдельным представителям молодежных течений. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит человека у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению и не скрывал этого от своих одноклассников. При заполнение анкет ни один из учеников не подумал о том, что представитель того или иного молодежного объединения в данный момент находится с ним в одном помещение. В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения.
Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры. Быть может следует подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения или культурологии (в классах с гуманитарно-эстетическим образованием). Это поспособствовало бы развитию толерантности у молодых людей по отношению к отличающимся от них людям.