Краткий сюжет произведения подросток достоевская. Достоевский «Подросток» – анализ

Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен…

Достоевский

Великие произведения искусства - а роман «Подросток» безусловно одна из вершин отечественной и мировой литературы - имеют то неоспоримое свойство, что они, как утверждал автор «Подростка», Федор Михайлович Достоевский, - всегда современны и насущны. Правда, в условиях обычной повседневной жизни мы порою даже и не замечаем постоянного мощного воздействия литературы и искусства на наши умы и сердца. Но в те или иные времена эта истина вдруг становится для нас очевидной, не требующей уже никаких доказательств. Вспомним хотя бы, например, о том поистине всенародном, государственном и даже в полном смысле слова - всемирно-историческом звучании, которое обрели в годы Великой Отечественной стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока… Лермонтовское «Бородино» с его бессмертно-патриотическим: «Ребята! Не Москва ль за нами?!..» или гоголевский «Тарас Бульба» с его устремленным в будущее словом-пророчеством о бессмертии русского духа, о силе русского товарищества, которых не одолеть никакой вражьей силе, - действительно обрели мощь и значимость духовно-нравственного оружия нашего народа. Совершенно заново были осмыслены в ту эпоху многие произведения русской классической литературы и за рубежом. Так, например, в странах антигитлеровской коалиции в годы войны издание эпопеи Льва Толстого «Война и мир» выходило снабженным картами наполеоновского и гитлеровского нашествий, что «подсказывало аналогию между неудачей наполеоновского похода на Москву и предстоящим разгромом немецкой фашистской армии… Главное, что в романе Толстого… нашелся ключ к пониманию духовных качеств советских людей, защищающих свою родину» .

Конечно, все эти примеры остросовременного, гражданского, патриотического звучания классики в условиях экстремальных. Но - ведь это все-таки факты. Реальные исторические факты.

И, однако, «Подросток», о котором пойдет речь, по своему общественному гражданскому заряду - очевидно - далеко не «Бородино», не «Тарас Бульба» и не «Война и мир» или «Что делать?» Чернышевского или, скажем, «Тихий Дон» Шолохова. Не так ли?

Перед нами обыкновенная, чуть не сказал - семейная, хотя скорее уж - бессемейная, с элементами детектива, но все же - достаточно обыденная история, и, кажется, не более того.

В самом деле: лет двадцать назад, двадцатипятилетний тогда Андрей Петрович Версилов, человек образованный, гордый, преисполненный великих идей и надежд, увлекся вдруг восемнадцатилетней Софьей Андреевной, женой своего дворового человека, пятидесятилетнего Макара Ивановича Долгорукого. Детей Версилова и Софьи Андреевны, Аркадия и Лизу, признал Долгорукий своими, дал им свою фамилию, а сам с сумой и посохом ушел странничать по Руси в поисках правды и смысла жизни. С тою же, по существу, целью отправляется скитаться по Европе Версилов. Пережив за двадцать лет скитаний немало политических и любовных страстей и увлечений, а заодно и промотав три наследства, Версилов возвращается в Петербург едва ли не нищим, но с видами обрести четвертое, выиграв процесс у князей Сокольских.

Приезжает из Москвы в Петербург и юный девятнадцатилетний Аркадий Макарович, у которого, за недолгую его жизнь, накопилось уже немало обид, мучительных вопросов, надежд. Приезжает - открывать отца: ведь он, по существу, впервые встретится с Андреем Петровичем Версиловым. Но не только надежда обрести наконец семью, отца влечет его в Петербург. В подкладке сюртука подростка зашито и кое-что материальное - некий документ, вернее, письмо неведомой ему молодой вдовы, генеральши Ахмаковой, дочери старого князя Сокольского. Подросток знает наверняка - и Версилов, и Ахмакова, и, может быть, еще кое-кто отдали бы многое, дабы заполучить это письмо. Так что Аркадий, собираясь наконец броситься в настоящую, как ему представляется, жизнь, в жизнь петербургского столичного общества, имеет виды проникнуть в него не бочком, мимо зазевавшегося швейцара, но прямо-таки властелином чужих судеб, находящихся в его руках, а точнее, пока - за подкладкой сюртука.

И вот, чуть не на протяжении всего романа нас интригует вопрос: а что же там все-таки в этом письме? Но ведь эта (далеко не единственная в «Подростке») интрига - скорее уж более детективного свойства, нежели нравственного, идейного. А это, согласитесь, совсем не тот интерес, который преследует нас, скажем, в том же «Тарасе Бульбе»: выдержит ли Остап нечеловеческие пытки? Уйдет ли старый Тарас от вражьей погони? Или в «Тихом Доне» - к кому в конце концов прибьется Григорий Мелехов, на каком берегу обретет правду? Да и в самом романе «Подросток» окажется в итоге, что ничего такого уж особенного, пожалуй, в письме и не обнаружится. И мы чувствуем, что главный интерес вовсе не в содержании письма, но совсем в другом: позволит ли подростку его совесть использовать письмо ради собственного самоутверждения? Разрешит ли он себе стать хотя бы на время властелином судеб нескольких людей? А он ведь уже заразился мыслью о собственной исключительности, в нем уже успели пробудить гордыню, желание попробовать самому, на вкус, на ощупь, все блага и соблазны этого мира. Правда - он еще и чист сердцем, даже наивен и непосредствен. Он не совершил еще ничего такого, чего бы устыдилась его совесть. У него еще душа подростка: она открыта еще добру и подвигу. Но - найдись такой авторитет, случись одно только, потрясающее душу впечатление - и он равно и притом по совести - готов будет пойти той или иной дорогой жизни. Или - хуже того - научится примирять добро и зло, правду и ложь, красоту и безобразие, подвиг и предательство, да еще и оправдывать себя по совести: не я-де один, все такие же, и ничего - здравствуют, а иные так и процветают.

Впечатления, соблазны, неожиданности новой, взрослой , петербургской жизни буквально захлестывают юного Аркадия Макаровича, так что он вряд ли даже готов вполне воспринимать ее уроки, улавливать за потоком обрушивающихся на него фактов, каждый из которых для него едва ли не открытие, - их внутренние связи. Мир то начинает обретать в сознании и чувствах подростка приятные и столь много обещающие ему формы, то вдруг, будто рухнув разом, вновь погружает Аркадия Макаровича в хаос, в беспорядок мыслей, восприятий, оценок.

Каков же этот мир в романе Достоевского?

Социально-исторический диагноз, который поставил Достоевский современному ему буржуазно-феодальному обществу, и притом, как всегда, - поставил пропорционально будущему, пытаясь, а во многом и сумев разгадать будущие итоги его нынешнего состояния, этот диагноз был нелицеприятен и даже жесток, но и исторически справедлив. «Я убаюкивать не мастер», - отвечал Достоевский на обвинения в том, что он слишком-де сгущает краски. Каковы же, по Достоевскому, основные симптомы болезни общества? «Во всем идея разложения, ибо все врозь… Даже дети врозь… Общество химически разлагается», - записывает он в тетрадь мысли к роману «Подросток». Рост убийств и самоубийств. Распадение семей. Господствуют случайные семейства. Не семьи, но какие-то брачные сожительства. «Отцы пьют, матери пьют… Какое поколение может родиться от пьяниц?»

Да, социальный диагноз общества в романе «Подросток» дается преимущественно через определение состояния русской семьи, а это состояние, по Достоевскому, таково: «…никогда семейство русское не было более расшатано, разложено… как теперь. Где вы найдете теперь такие «Детства и Отрочества», которые могли бы быть воссозданы в таком стройном и отчетливом изложении, в каком представил, например, нам свою эпоху и свое семейство граф Лев Толстой, или как в «Войне и мире» его же? Ныне этого нет… Современное русское семейство становится все более и более случайным семейством».

Девятнадцатилетний подросток Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын дворянина Версилова, он же Подросток, ведет дневник своего взросления. Молодой человек одержим идеей накопить состояние, а вместе с тем могущество и уединение. Парень воспитывается в пансионе французского иммигранта, где страдает от того, что он безотцовщина. Эти обвинения делают мальчика особенно впечатлительным и ранимым, ведь его кровные родственники постоянно игнорируют его, предпочитая общаться с ним через посыльного или лакея. Такое отношение терзает самолюбие подростка, впрочем, доброжелательное отношение к нему рождает в его душе любовь и обожание.

Позже его отец приглашает на службу в Петербург, однако подросток воспринимает отца настороженно и агрессивно, считая поступки отца недостойными и бесчестными. Аркадий устраивается секретарем у князя Сокольского, отношения отца с которым можно назвать натянутыми. Здесь парень знакомится с Катериной Николаевной, дочерью князя Сокольского, с которой впоследствии у него завяжутся дружеские отношения. Однако Версилов пытается наладить отношения с сыном и дает ему письмо о наследстве, в котором говорится, что князь Сокольский слаб умом и ему необходим опекун, который получит все княжеское наследство. Аркадий хочет защитить честь отца и вызывает на дуэль Сокольского, однако тот отказывается от дуэли, выражая отцу подростка высокое уважение. Аркадий расстается с князем Сокольским большими друзьями.

Однажды Катерина назначает свидание Аркадию, он приходит к ней, догадываясь, что дочь князя хочет разузнать о наследственном документе. Юноша разгорячен, однако княжна не спешит погасить его пламя страсти. В этом состоянии Аркадий идет играть в рулетку, где выигрывает много денег. Юноша ссорится с Катериной в попытке объединиться с ней, с игорного зала Аркадия выгоняют с подозрением в краже чужих денег. От таких унижений он засыпает на улице и ему снится пансион, в котором он провел свое детство и приятель Ламберт. Оказывается, что приятель ему не привиделся, вскоре Ламберт начинает плести интриги в отношении подростка. После этого Аркадий знакомится со своим законным отцом.

Вскоре законный отец Аркадия умирает, и Версилов получает возможность сочетаться браком с матерью подростка. Но, увы, князь слишком увлечен молодой Ахмаковой, которая не любит его и собирается выйти замуж за барона Бьоринга. Аркадий, в желании спасти отца от неудачного брака и одновременно ревнуя девушку к отцу, просит Ламберта опозорить Ахмакову. Но заговор оборачивается против него, Ламберт крадет наследственную бумагу Аркадия, подменяя ее пустым листом.

Позже Аркадий узнает, что Ламберт, угрожая наследственным документом, а позже и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. Князь Версилов спасает Ахмакову, оглушая Ламберта и отбирая у него револьвер. Расстроенный Версилов пытается свести счеты с жизнью, однако промахивается и пуля попадает ему в плечо.

После этих событий князь остается с матерью Аркадия, Ахмакова разрывает отношения с бароном Бьорингом, а Подросток поступает в университет.

Главный герой произведения Аркадий Долгорукий, именующий себя также Подростком, излагает в своих записках то, что произошло в его жизни за определенный период времени. Юноше всего двадцать лет, он успешно окончил гимназию, но решает пока не продолжать образование в высшем учебном заведении, желая сначала осуществить свою давнюю мечту.

Аркадий стремится стать по-настоящему богатым человеком, по его мнению, деньги смогут обеспечить ему уединение и свободу от других людей, с которыми молодому человеку достаточно трудно общаться. Долгорукому всегда кажется, что на него смотрят с насмешкой и презрением, юноша теряется и начинает вести себя слишком активно, что лишь еще больше мешает ему при любых разговорах. Неуверенность в себе и страхи Аркадия объясняются его происхождением, он является незаконным сыном благородного дворянина Андрея Версилова и его крепостной, и это осознание весьма мучительно для гордого и честолюбивого юноши. Ему дана фамилия его официального отца Долгорукого, также крепостного Версилова, но из-за этой фамилии Аркадий еще чаще сталкивается с унижениями и ехидными замечаниями.

Когда Подросток наконец становится взрослым, отец приглашает его в Петербург, желая, чтобы юноша поступил на службу. Отец значит для Аркадия очень много, хотя в детстве и отрочестве он фактически не встречался с ним. Молодой человек старается узнать о Версилове как можно больше, осторожно расспрашивая разных людей, отец кажется ему настоящим идеалом, хотя порой Аркадий и сомневается в его благородстве и порядочности.

По приезде в Петербург юный Долгорукий твердо намеревается узнать о Версилове всю правду, хотя его имя покрыто множеством тайн, и Подростку о нем почти ничего не известно. Аркадия устраивают служить секретарем к князю Сокольскому, который в прошлом являлся близким приятелем Версилова. Но гордый юноша вскоре решает отказаться от этого места, его глубоко оскорбляет обвинение в шпионской деятельности, исходящее от дочери князя Екатерины Николаевны.

По стечению обстоятельств в руках Долгорукого оказывается два крайне важных письма. В одном из них говорится о том, что судебный процесс, который Версилов выиграл у семьи Сокольских, может быть снова пересмотрен, причем не в его пользу. Второе написано дочерью Сокольского Екатериной, молодая женщина утверждает, что рассудок ее отца уже утратил ясность и над ним требуется установить опеку. Аркадий понимает, что старый Сокольский придет в ярость и лишит дочь наследства, увидев это письмо. Юноша уверяет всех, что этот компрометирующий документ был сожжен, но на самом деле решает его сохранить, понимая, что он может оказаться полезным для него в дальнейшем.

При первой встрече с Версиловым Аркадий отдает ему письмо о наследстве, пожилой дворянин после этого заключает со своим побочным сыном перемирие, но Подросток не может полностью ему доверять. Ему становится известно о том, что у его отца имеется маленький ребенок от некоей Лидии Ахмаковой. Заглянув в квартиру матери, Аркадий случайно встречается там с молодой женщиной по имени Ольга, в ярости и отчаянии обвиняющей его отца в предательстве и подлости. Вскоре Ольга сводит счеты с жизнью, а Долгорукий не знает, что ему теперь думать о Версилове, вспоминая о собственном происхождении и сопоставляя этот факт с новыми сведениями.

Аркадий резко высказывает отцу все, что накопилось в его душе за долгие годы страданий и пренебрежительного отношения окружающих, но затем выясняется, что Версилов все же отказался от наследства ради князей Сокольских. В то же время становится понятно, что его вины нет и в самоубийстве юной Ольги, Версилов предложил деньги девушке бескорыстно, желая помочь, однако она, уже неоднократно сталкивавшаяся с бесцеремонными домогательствами, истолковала его поведение превратно.

Долгорукий довольно быстро осваивается в столице, вскоре он становится настоящим светским молодым человеком, регулярно играющим в рулетку. Аркадий нередко полностью проигрывается, но это его нисколько не останавливает. У него также складываются прекрасные отношения с отцом и с Катериной Николаевной Ахмаковой, дочерью старого князя Сокольского, и юноша чувствует себя вполне счастливым.

В то же время Анна Андреевна, законная дочь Версилова и старшая сестра Аркадия, намеревается выйти замуж за пожилого Сокольского, для нее имеет огромное значение вопрос о наследстве. Она стремится любой ценой получить документ, который порочит Екатерину Николаевну, дочь князя, и готова использовать для этих целей Подростка.

Встретившись однажды в неофициальной обстановке с Екатериной Ахмаковой, Аркадий чувствует, что страстно влюбился в нее, хотя прежде подозревал эту женщину в хитрости и коварстве. Ахмакова отвечает на его искренние признания сдержанно, хотя и вовсе не собирается отталкивать Долгорукого.

Версилов, узнав о свидании сына с Екатериной Николаевной, отправляет ей исполненное гнева и оскорблений письмо. Аркадий пытается объясниться с женщиной, но та всячески избегает общения с ним. В эти же дни ему удается получить крупный выигрыш на рулетке, но молодого человека несправедливо обвиняют в воровстве чужих денежных средств и выставляют из зала.

Юноша тяжело заболевает, и именно в этот период он знакомится с Макаром Ивановичем Долгоруким, который числится его отцом по документам. Этот глубоко религиозный человек долго странствовал, собирая деньги на постройку храма, а теперь неважное состояние здоровья вынудило его временно остановиться у матери Аркадия. Добрый и мудрый Макар вносит свет и в душу Подростка, заставляя его посмотреть на многие жизненные вопросы иначе.

После смерти Макара Ивановича Версилов получает возможность стать законным мужем матери молодого Долгорукого. Но в мужчине вновь вспыхивает прежняя страсть к Екатерине Ахмаковой, хотя женщина уже приняла решение выйти замуж за некоего барона Бьоринга, с которым ей, по ее словам, будет спокойно и уютно.

Аркадий не может объяснить даже самому себе, что он чувствует. Ему жаль отца, он ненавидит Катерину и в то же время испытывает из-за нее ревность, и юноша совершает большую ошибку, он обращается за помощью к старому школьному товарищу Ламберту, бесчестному и хитрому человеку. Ламберт опаивает Долгорукого вином и ночью выкрадывает у него письмо Ахмаковой, заменив его чистой бумагой.

По приезде старого Сокольского Аркадий наотрез отказывается действовать против Екатерины Николаевны, невзирая на все просьбы своей сводной сестры Анны Андреевны. Юноша узнает о том, что Версилов и Ламберт обманом заманили Ахмакову к его тетке Татьяне Павловне. Подросток торопится туда и с ужасом видит, как Ламберт, угрожая женщине письмом, а затем и пистолетом, требует у нее денег. Версилов неожиданно оглушает Ламберта отнятым у него оружием, затем пытается покончить с собой, но из-за отчаянной борьбы с Аркадием попадает лишь в плечо, а не в сердце.

После всего пережитого Версилов решает остаться с Софьей Андреевной, матерью Подростка. Екатерина Николаевна разрывает помолвку с бароном, а сам Аркадий все же намеревается поступить в университет после долгих уговоров окружающих. Тем не менее, юноша вовсе не отказывается от своих планов разбогатеть, хотя теперь собирается применить для этой цели совершенно другие методы. Как признается сам Долгорукий, написанные им воспоминания стали для него настоящей работой над самим собой и важным этапом его взросления.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

Не утерпев, я сел записывать эту историю моих первых шагов на жизненном поприще, тогда как мог бы обойтись и без того. Одно знаю наверно: никогда уже более не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Тем только себя извиняю, что не для того пишу, для чего все пишут, то есть не для похвал читателя. Если я вдруг вздумал записать слово в слово всё, что случилось со мной с прошлого года, то вздумал это вследствие внутренней потребности: до того я поражен всем совершившимся. Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное - от литературных красот; литератор пишет тридцать лет и в конце совсем не знает, для чего он писал столько лет. Я - не литератор, литератором быть не хочу и тащить внутренность души моей и красивое описание чувств на их литературный рынок почел бы неприличием и подлостью. С досадой, однако, предчувствую, что, кажется, нельзя обойтись совершенно без описания чувств и без размышлений (может быть, даже пошлых): до того развратительно действует на человека всякое литературное занятие, хотя бы и предпринимаемое единственно для себя. Размышления же могут быть даже очень пошлы, потому что то, что сам ценишь, очень возможно, не имеет никакой цены на посторонний взгляд. Но всё это в сторону. Однако вот и предисловие; более, в этом роде, ничего не будет. К делу; хотя ничего нет мудренее, как приступить к какому-нибудь делу, - может быть, даже и ко всякому делу.

Я начинаю, то есть я хотел бы начать, мои записки с девятнадцатого сентября прошлого года, то есть ровно с того дня, когда я в первый раз встретил...
Но объяснить, кого я встретил, так, заранее, когда никто ничего не знает, будет пошло; даже, я думаю, и тон этот пошл: дав себе слово уклоняться от литературных красот, я с первой строки впадаю в эти красоты. Кроме того, чтобы писать толково, кажется, мало одного желания. Замечу тоже, что, кажется, ни на одном европейском языке не пишется так трудно, как на русском. Я перечел теперь то, что сейчас написал, и вижу, что я гораздо умнее написанного. Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается? Я это не раз замечал за собой и в моих словесных отношениях с людьми за весь этот последний роковой год и много мучился этим.
Я хоть и начну с девятнадцатого сентября, а все-таки вставлю слова два о том, кто я, где был до того, а стало быть, и что могло быть у меня в голове хоть отчасти в то утро девятнадцатого сентября, чтоб было понятнее читателю, а может быть, и мне самому.

Я - кончивший курс гимназист, а теперь мне уже двадцать первый год. Фамилия моя Долгорукий, а юридический отец мой - Макар Иванов Долгорукий, бывший дворовый господ Версиловых. Таким образом, я - законнорожденный, хотя я, в высшей степени, незаконный сын, и происхождение мое не подвержено ни малейшему сомнению. Дело произошло таким образом: двадцать два года назад помещик Версилов (это-то и есть мой отец), двадцати пяти лет, посетил свое имение в Тульской губернии. Я предполагаю, что в это время он был еще чем-то весьма безличным. Любопытно, что этот человек, столь поразивший меня с самого детства, имевший такое капитальное влияние на склад всей души моей и даже, может быть, еще надолго заразивший собою всё мое будущее, этот человек даже и теперь в чрезвычайно многом остается для меня совершенною загадкой. Но, собственно, об этом после. Этого так не расскажешь. Этим человеком и без того будет наполнена вся тетрадь моя.
Он как раз к тому времени овдовел, то есть к двадцати пяти годам своей жизни. Женат же был на одной из высшего света, но не так богатой, Фанариотовой, и имел от нее сына и дочь.

О Федоре Михайловиче Достоевском можно сказать, что он - «ум, честь и советь» своей эпохи, великий мыслитель русской классики. Проблемы показываемого им общества очень актуальны и для нас сегодня. Безусловно, он такой же человек с пороками и страстями и так же двойственен, как и его герои, которых он всегда описывает с большой любовью и пониманием, однако постоянно ведущий борьбу и, прежде всего, с самим собою.

Не об этом ли роман «Подросток»? Краткое содержание этого произведения не даст полной картины, однако прольет свет на многие аспекты жизни людей, которые, как и много-много лет назад, готовы всем пожертвовать ради денег: честью, именем и положением.

Чистая психология и реалистичность

Не прост в сюжете роман «Подросток», краткое содержание которого указывает на то, что, не разобравшись со своими внутренними проблемами, человек зачастую или кончает жизнь самоубийством. От благородства до подлости у него всегда остается один шаг. В один миг он может казнить или помиловать, очернить или оправдать, а иногда не сразу понять, где истинна, а где ложь.

Критики очень часто обвиняли Достоевского в том, что слишком реалистично он описывал своих персонажей и сложные моменты, в которых оказывались его герои. От недоброжелателей писатель в открытую получал намеки на то, что он сам мог быть соучастником некоторых не очень лицеприятных ситуаций, а, может быть, даже и преступных событий.

Уж очень непростым человеком был Ф.М. Достоевский. «Подросток» (краткое содержание произведения будет рассмотрено чуть позже) в полной мере демонстрирует эту констатацию факта.

Аркадий

В произведении, о котором дальше пойдет речь, главный герой - немного наивный, тщеславный, ранимый, умный и порывистый подросток. Достоевский содержание глав романа совершенно не зря насыщает некой глубокой философией увлекательных идей от самых разных людей. Каждый человек живет своим идеалом - политическим, религиозным, любовным, экономическим и т.д. Все зависит от его культуры, нравственного и духовного развития. Главный герой тоже придерживается одной идеи - во что бы то ни стало разбогатеть. Но об этом чуть позже.

Достоевский, «Подросток»: краткое содержание

Самое первое, что бросается в глаза при анализе произведения, - это извечная проблема «отцов и детей», потому что на первый план выставлены два героя - двадцатилетний молодой человек Аркадий Макарович Долгорукий, который носил фамилию своего формального отца Макара Иванова Долгорукого - дворового семьи Версиловых, и родной отец Аркадия - дворянин Андрей Петрович Версилов. Мать юноши Софья Андреевна тоже дворовая, позже выкупленная у Долгорукого Версиловым, жившая с ним и родившая ему еще двоих детей - Лизу и еще мальчика, который в болезни рано умер. От этих событий она очень рано постарела, на ее лице всегда была видна скорбь.

Аркадий Макарович был «байстрюк» - очень премилый с чистым взглядом на жизнь подросток. Краткое содержание о нем рассказывает то, что он, окончив Московскую гимназию, дальше учиться не пожелал. До гимназии он обучался во французском пансионате Тушара и там претерпел много унижений и издевательств от своих сверстников именно из-за своей незаконнорожденности, а потом и из-за фамилии Долгорукий. В обществе, когда он представлялся, его всегда переспрашивали: «Князь?». Это его просто бесило. Из-за этого парень вырос очень впечатлительным. Теперь его мечтой стало желание разбогатеть, как Ротшильд. Это дало бы ему могущество над другими людьми и свободную, уединенную жизнь. Как уже понятно, именно на этом акцентирует внимание Достоевский. «Подросток», краткое содержание и анализ которого будет рассматриваться по мере развития событий, как произведение достаточно труден для понимания. Тем не менее…

Характер

Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.

С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.

Петербург

И вот, наконец-то, он приехал домой к родителям в Петербург. Отец пригласил его, так как нашел для него работу. Версилов-старший проповедовал всевозможные идеи «всемирного гражданства», русскую культуру и «всепримирение идей». Для Аркадия Макаровича он был единственным авторитетом и главным идейным вдохновителем, за которого он готов был стреляться на дуэли.

Однако, несмотря на все это, он едет в Петербург с некой настороженностью, так как об отце ходят нехорошие слухи, и он хочет выяснить, так ли все на самом деле.

Роковое письмо

Однако только чуть позже откроет нам все тайны романа «Подросток» Достоевский. Краткое содержание отмечает, что Аркадий сразу устраивается секретарем к другу отца - князю Сокольскому Николаю Ивановичу. Немного прослужив у него, он уходит, так как его дочь Катерина Николаевна Ахмакова обвинила его в шпионаже - такого оскорбления он выдержать просто не мог.

Немного раньше ему в руки попали два документа, один из них - это документ, в котором указывалось, что старший Версилов выиграл судебный процесс с Сокольским, однако он может быть пересмотрен в любую минуту, и решение может стать прямо противоположным.

Второй документ передал ему Краф, который в скором времени застрелился. Бумага представляла собой письмо, в котором речь шла о том, что дочь князя Сокольского считает своего отца слабоумным, который уже из-за преклонного возраста не в состоянии принимать самостоятельные решения, а поэтому ему требуется опека. Такое письмо, если бы оно попало в руки старого князя, вызвало бы огромный скандал и могло бы настроить отца против дочери.

«Подросток»: краткое содержание по частям

В это же время младший Версилов постоянно собирает разного рода информацию о своем отце и в итоге понимает, что его благодушный родитель на самом деле не тот, за кого себя выдает. Масла в огонь подсыпали сплетни вокруг одной сумасшедшей, покончившей жизнь самоубийством. Потом был ребенок, которого якобы от него родила другая особа. Затем возникли какие-то тайные отношения с Катериной Ивановной Ахмаковой. С мыслью, что его отец похотливый человек, подлец и мерзавец, Аркадий Макарович захотел покинуть его. Но потом некоторые лживые моменты выяснились, и тогда отец и сын проявили друг к другу снисходительность. Более того - даже стали близки друг к другу.

Как-то раз Катерина Николаевна пригласила на встречу Аркадия к тетке Татьяне Павловне Прутковой. Он встречает ее совсем одну и сразу окрыляется этой встречей. Ему кажется, что ему назначили любовное свидание. Он предполагал, что эта дама коварна из-за компрометирующего письма, однако она обезоружила его своим простодушием и сердечностью. Долгорукий был полностью заворожен ею, однако она отстранила его, хотя и не пыталась погасить в нем вспыхнувшую страсть.

Беззаботность

Между тем краткое содержание романа Достоевского «Подросток» все больше запутывает сюжет своими загадками и тайнами.

Некоторое время, проживая в Петербурге, Аркадий пристрастился играть в рулетку и стал много проигрывать, при этом он занимал деньги у сына старика Сокольского Сергея, который запутался в жизни. Даже на службе он занимался аферами, за что был несправедливо оклеветан его сослуживец. Потом он встречался с Лизой, сестрой Аркадия, но при этом тайно и страстно любил Ахмакову, на которой хотел жениться.

Аркадий обо всем узнал и сразу решил покончить со всеми долгами, отдав ему все, что занимал. Бедная Лиза, однако, скоро забеременела. Нервная система князя не выдержала, болезнь одолела его, за старые дела его посадили в тюрьму, там он и скончался. У Лизы в четыре месяца случился выкидыш, она полгода пролежала в болезни, но потом пошла на поправку.

А потом Аркадий узнает, что его Анна Андреевна собралась замуж за старого князя Сокольского (в этом деле она ищет выгоду, и поэтому ей очень хочется получить письмо, компрометирующее дочку князя). Ведь тогда она сможет хорошо «нагреть руки» на наследстве, оставив дочку своего избранника без наследства.

Макар Иванов Долгорукий

Достоевский «Подросток» (краткое содержание по главам) буквально насыщает новыми и новыми людьми - аферистами и шантажистами. Практически все подключаются к поискам письма Екатерины Ахмаковой, кроме одного - Макара Иванова Долгорукого, того дворового, который записан как отец Аркадия. Он однажды появляется в доме Версилова. Человеком он был очень приятным, и его ценили как мудрого и интересного рассказчика назидательных бесед и богобоязненную личность, собиравшую подаяния на строительство храма. Он пришел к ним совсем больной и обессиленный и вскоре умер. За короткое время, пока он был в их доме, Аркадий очень сильно к нему привязался. Он считал его лучше и чище всех окружающих. Именно этот простой человек пролил в его душу живительный свет духовности и любви.

Таинственный побег

В это же время отец Версилова понимает, что формальный муж его смиренной жены Софьи, с которой он прожил много лет, умер, и теперь она свободна. Однако он убегает к своей давней возлюбленной вдове Катерине Ахмаковой и просит ее руки. Он буквально сходит с ума от любви к ней, но получает отказ.

Аркадий, услышав нелицеприятные вещи от своего товарища-афериста Ламберта о Катерине Ахмаковой, хочет отомстить за отца и, наконец-то, отдать ей письмо, но с условием, что она станет его женой (так надоумил его Ламберт). К тому же ему непременно хочется, чтобы эту картину тайно наблюдал его отец, чтобы его видение в ней идеального образа женщины в один миг рухнуло, ведь на кону стоят большие деньги ее наследства.

На этом всю основную интригу построил Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого будет продолжено, - роман с непредсказуемой развязкой. Однако подготовимся к самому главному.

Кража

Однажды Аркадий пришел в очередной раз к Ламберту, чтобы обсудить свой план, но тот, напоив его, крадет у него письмо, зашитое в полу сюртука, и бежит к старшему Версилову.

В это же время младший, отрезвев от шампанского, идет к Татьяне Павловне и рассказывает, что хочет отдать письмо в руки самой Катерине Ивановне и поставить точку в этом деле. Однако все рухнуло, когда он узнал, что письма у него уже нет. О том, что к ним на встречу уже выехала Ахмакова, узнают Ламберт и Версилов и тут же вступают в игру. Пока отлучились из дома Аркадий и Татьяна Павловна, Ламберт пытается шантажировать Катерину Ивановну, но она категорически отказывается выполнять его условия. Между тем в другой комнате наблюдает всю эту картину Версилов. Ему не нужны деньги, он хочет просто увидеть, как женщина поведет себя в этой очень щекотливой и опасной ситуации и до какой критической точки низости Катерина может дойти ради денег. Однако дама буквально плюет в лицо Ламберту, который резко хватает револьвер и пытается застрелить ее. Тут уже сердце Андрея Петровича не выдержало, и он кинулся на Ламберта. Прозвучал выстрел… Ламберт лежит на полу как мертвый.

Развязка

Как лихо закрутил сюжет Ф. М. Достоевский! «Подросток», краткое содержание которого подходит к самой развязке, идет к своему завершению.

Тут вбегает Аркадий и видит, что отец вертит револьвером и хочет застрелить Ахмакову, от ужаса упавшую в обморок, а потом и себя. Но Аркадий смог все это предупредить, вовремя появившись на пороге с Татьяной Павловной, однако отец успевает прострелить себе плечо. Ламберт жив, он встает и убегает.

Как великолепный детектив заканчивает свой роман Ф. М. Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого держит читателя в напряжении до самого конца, рассказывает, что после всех этих жутких сцен письмо было возвращено Ахмаковой, ее свадьба с Бьорингом расстроилась из-за того, что он узнал о ее некоторых тайных встречах с Аркадием. Старший Версилов вернулся в свою семью, а эта история с простреленным плечом превратилась в нелепые слухи, которые практически сошли на нет. Вся семья зажила спокойно и счастливо. Ахмакова стала жить в Париже и иногда переписывалась с Аркашей.

В романе «Подросток», краткое содержание по главам хорошо отслеживает характер и поведение главного героя, который за это время успел повзрослеть и поступить в университет. Все произошедшие события он посчитал для себя очень хорошим опытом и действенным уроком в перевоспитании своей личности.